Зачем и кому нужны информационные системы без управления?

12 ноября 2012 Григорий Шевченко i-business.ru

С какой целью создаются и внедряются информационные системы? Давайте попытаемся ответить на этот, казалось бы, простой, вопрос. Как показывает практика, многие занимаются внедрением информационных систем, но цели их внедрения понимает далеко не каждый.

Абсолютное большинство (опрошенных мною) полагали, что «информационные системы нужны для сбора информации». Многие добавляли, что: «обработка информации – суть работы информационных систем».

Всё это, конечно, важные задачи внедрения информационных систем, но это не цель. Любую информационную систему внедряют, прежде всего, для решения конкретных бизнес задач компании, для принятия управленческих решений. Так должно быть. Однако парадокс заключается в том, что  почти 100% информационных систем сегодня задачи управления не решают. Они умеют собирать данные, обрабатывать их, анализировать, производить с данными различные операции. Считается, что руководитель компании, получивший информацию из информационной системы, гораздо более правильно и обосновано примет решение.

При этом многие забывают: директор сам выбирает, какие данные ему нужны, опираясь на своё понимание собственного бизнеса, сложившуюся практику на рынке, интуицию, на свой опыт и опыт своих коллег. А, следовательно, информация, на которую он опирается, часто не является полной и исчерпывающей для принятия обоснованного управленческого решения, и не важно как она получена: из информационной системы или собрана вручную.

Конечно, виноват не только субъективный подход. Количество данных, которые физически может проанализировать человек, ограничено. Поэтому вопрос «а какие данные нужно собирать в процессе деятельности организации, чтобы руководство получило то, что ему нужно для управления» – один из краеугольных камней сегодня. Популярный ответ «дайте нам все данные, а уж мы выберем то, что надо» не подходит. Объемы информации даже в небольшой по меркам рынка компании сегодня таковы, что принять «вручную» на их базе обоснованные  управленческие решения практически невозможно.

Отвлечемся от классических ИС и обратимся к системам класса АСУТП, применяемым, в основном, в промышленности. Уже в самой аббревиатуре присутствует заветное слово «управление». И правда, суть работы таких систем состоит в автоматическом сборе данных (обычно с датчиков, установленных на контролируемом объекте), их анализе и контроле с помощью встроенной логики, и последующему управлению по обратной связи работой контролируемого объекта, например, газовой турбины.

И как же происходит это управление, на основании чего? АСУТП управляет с помощью заложенной в нее модели, математических правил, описывающих рабочее состояние турбины. Турбина - механизм сложный, работающий на предельных оборотах, перегрев отдельных ее рабочих деталей, например, лопаток, приведет к поломке. Поэтому скорость вращения турбины необходимо контролировать автоматикой и не допускать перегрева. Существует специальный математический аппарат, описывающий работу турбины, воплощенный во встроенном в систему программном обеспечении. Т.е. на лицо научное обоснование применяемых алгоритмов управления. Приведенный пример, конечно, примитивен, но отражает суть подхода.

А вот в бизнесе ничего подобного нет, даже на таком примитивном уровне. Таким образом, становится  понятно: 

Никаких четких правил ведения бизнеса, описанных алгоритмами, никаких понятных зависимостей, по которым сегодня работают компании на рынке, не существует или, по крайней мере, они не применяются на практике.

Именно с этим, на мой взгляд, связаны частые ошибки в управлении, принятие неверных решений, потеря денег, репутации и другие проблемы, нередко возникающие в компаниях.

Не случайно есть руководители, которые не без основания полагают, что им не нужны информационные системы. Действительно, небольшой компанией можно управлять, не имея никаких специальных информационных инструментов. Однако когда количество сотрудников переваливает хотя бы за 1000, управлять компанией становится трудно. Структура становится слишком сложной, принятие каждого решения зависит от многих параметров как внутренних, так и внешних, от ситуации на рынке, в мире. Такой компании необходим четкий алгоритм работы, нужна модель, на основании которой можно было бы строить бизнес и управлять им.

Если бы появилась возможность «проигрывать» с помощью такой модели различные ситуации, проверять бизнес-решения перед их применением и видеть, какой получается результат, выявлять реальные причины возникновения  тех или иных ситуаций (а не бороться со следствиями), то такой системе не было бы цены. Такая система была бы желанна для любого бизнеса.

Однако пока подобных систем управления на рынке нет, а те, что есть, к управлению бизнесом никаким образом применить невозможно.

Возникает резонный вопрос: кому нужны информационные системы, если на их базе невозможно принимать верные обоснованные решения по управлению бизнесом?

Правильная информационная система, которая действительно была бы нужна компаниям, должна быть, по сути, автоматизированной системой управления (АСУ). При этом речь не идет о том, что само управление должно осуществляться автоматически. Доверять полное управление такой системе было бы неправильно, окончательное решение должен принимать человек. Бизнес – это не автоматическое принятие решений в зависимости от ситуации, а искусство, часто единственно верные решения принимаются бизнесменами  интуитивно. Другое дело, что АСУ может и должна их поддерживать и делать обоснованными решения, принимаемые руководителем.

Обратимся к классике.

Как создается и работает АСУ. Сначала ставится цель и определяются необходимые для ее достижения задачи. На следующем этапе определяется информация, которая необходима для решения этих задач. Задаются источники информации, граничные условия: периодичность сбора данных, точность и т.д. Затем, осуществляется сбор информации с помощью различных информационных систем: ЦОДов, сетей и пр. На основании заложенных в систему моделей, алгоритмов, правил выполняется анализ информации   и управление. Далее изучается, насколько управление оказалось результативным, вносятся коррективы. И цикл снова повторяется. Конечно это упрощенная картинка - есть еще горизонтальные связи, однако суть верна.

В этом смысл бизнеса - в достижении целей управления, которые поставлены перед внедрением АСУ.

Несмотря на кажущуюся логичность этой картины, сегодня на рынке таких систем управления нет.

Многие возразят: а как же ERP-системы, эти оплоты управления крупными корпорациями. Как же витрины данных DWH, CRM, BI, АБС и прочие инструменты современного бизнеса? Об этих системах и о том, чем они реально управляют, предлагаю порассуждать в следующей колонке.


Предыдущая новость:
Идеальная стратегия – возможна или не нужна
Следующая новость:
Экономика как наука, или Почему ERP так и не оправдали возложенных на них надежд