Отдам инфраструктуру в хорошие руки

22 сентября 2009 IT News
IT News
#16, 22 сентября, 2009 г.
Леонид Чуриков

Говорить об аутсорсинге в этом году действительно стали больше. Интересуясь этим вопросом, заказчики времени даром не теряли, замораживали старые проекты и в панике увольняли IT-персонал.


Разговорчики в строю

По наблюдениям Александра Храмцова, руководителя технико-экспертного департамента компании "Verysell Проекты", "кризис действительно подтолкнул многие организации к сокращению IT-персонала и передаче многих его функций внешним подрядчикам. Часто такие действия носили непродуманный характер, близкий к паническому сокращению издержек. Но уже этой весной стал заметен обратный процесс: восстановление IT-служб, прекращение или сокращение многих аутсор-синговых договоров."

Компания "Развитие бизнес систем", которая, по словам заместителя директора департамента IT-консалтинга и системной интеграции Наталии Татарниковой, только начинает заниматься аутсорсингом, прежде чем приступить к новому для себя виду бизнеса, собрала аналитический материал по рынку и поделилась им с читателями IT News. По данным, присланным г-жой Татарниковой, объем российского IT-рынка в прошлом году составил около $18 млрд (по данным IDC — около $25 млрд. — Л.Ч.), из которых около $4,5 млрд пришлось на долю рынка IT-услуг и примерно $900 млн — на аутсорсинг. В мире доля последнего в общем объеме IT-услуг составляет порядка 40%, в России — около 10%. Наибольшее число аутсорсинговых проектов в России обеспечивают финансовый сектор, госструктуры, добывающая промышленность, энергетика, телеком и торговля. Средняя стоимость сделки по IT-аутсорсингу и предусмотренные ею сроки во всем мире снижаются. По мнению аналитиков, учитывая растущую популярность услуги, конкуренцию, а также влияние кризиса, в текущем и следующем году цены на IT-аутсорсинг упадут на 5-20%. По данным экспертов, около 40% объема IT-услуг приходится на поддержание информационных систем на предприятиях (ERP, CRM, PLM, BI), остальные 60% связаны с обслуживанием информационной и компьютерной техники.

В ходе опроса игроков рынка аутсорсинга выяснилось, что в среднем самым печальным для них оказался первый квартал этого года. Во втором квартале дела стали потихоньку налаживаться. С началом же третьего многие и вовсе начали отмечать рост доходов по сравнению с прошлогодними показателями. Правда, иногда этот рост оказывался досадно близким к нулевой отметке.

Интерес к аутсорсингу в последнее время активнее прочих проявляли крупные компании, владеющие федеральными сетями офисов и подразделений. В IBS DataFort отметили "особый интерес" к аутсорсингу и со стороны банков. "Всем известно, — сообщил IT News Алексей Сивидов, заместитель генерального директора IBS DataFort, — что банковские IT-структуры всегда были "избыточными", то есть обладали двойным запасом сотрудников. Теперь с таким багажом двигаться вперед невозможно".

Иван Андрианов, начальник департамента продаж, сервиса и аутсорсинга компании Открытые Технологии, напротив, отметил не крупные структуры, а сильный рост запросов со стороны CMБ, где все больше востребована услуга аутстаффинга.

Если раньше, считает он, большую часть составляли проекты "тяжелого аутсорсинга", поддержки тяжелых систем, уникального ПО, ERP, то сегодня на первый план выходит аутсорсинг более легких решений, таких как поддержка рабочих мест пользователей, тонких клиентов и т. д.

Владимир Фролов, руководитель направления IT-аутсорсинга компании "Микротест", согласился с популярностью "легкого" аутсорсинга, заявив, что "со стороны клиентов наибольший интерес вызывают несложные, легко контролируемые и воспроизводимые услуги, которые не сильно влияют на основные бизнес-процессы: поддержка и эксплуатация автоматизированных рабочих мест, периферийной и офисной техники, сети передачи данных, серверов и др.".

Так или иначе, средняя стоимость аутсорсингового контракта существенно снизилась. По словам Георгия Ованесяна, руководителя направления консалтинга по ITIL/ITSM и аутсорсинга компании КРОК, контракты стали дешевле как вследствие девальвации рубля, так и в результате сокращения операционных бюджетов компаний, в том числе и за счет качества оказываемых услуг.

То, что "взрывного" роста у аутсорсингового направления нет, а контракты дешевеют, как оказалось, не мешает агрессивно расти каждому игроку в отдельности. Николай Дмитриев, генеральный директор "КомпьюЛинк Сервис", например, подсчитал, что рост объемов бизнеса этой компании, специализирующейся исключительно на аутсорсинге, по сравнению с прошлым годом "увеличился в несколько раз".

Скажем честно, эти "разы" довольно резко контрастируют с показателями большинства компаний. Так, начальник службы технической поддержки и аутсорсинга R-Style Сергей Емелин сообщил, что на данный момент у них зафиксирован рост на 17% относительно прошлого года. При этом первая половина года не принесла увеличения объема аутсорсинговых услуг, оказываемых заказчикам, но, к счастью, с началом второй половины интерес к ним оживился.

По словам Георгия Ованесяна (КРОК), рост выручки по услугам аутсорсинга по сравнению с 2007 годом составил 14%, а в 2008 году доля этого направления в общем обороте компании составила 6,5%. В первом полугодии 2009 года доля аутсорсинговых проектов в выручке КРОК увеличилась на 8% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

В "Ай-Теко" аутсорсинговые услуги в обороте составили 14-15% и отмечен 30%-ный рост доходов от сервисов. Директор сервисного центра Евгений Щепилов так объясняет истоки этого роста: компании удалось заполучить в кризис несколько крупных госзаказчиков — «Росрезерв», Департамент имущества города Москвы, а также начать проект по обслуживанию системы "банк-клиент" в "крупнейшем розничном банке России".

По данным технического директора компании "Ниеншанц" Александра Семенова, в дивизионе "Вычислительные системы" (90% его бизнеса приходится на аутсорсинг. — Л. Ч.) рост объема продаж в текущем году составил 70%. А вот в Открытых Технологиях, где доля услуг IT-аутсорсинга в общем бизнесе в 2008 году насчитывала порядка 10—15%, на весь 2009 год прогнозируется рост, как у большинства известных компаний, на 20—25%.

В Optima services не стали раскрывать данные о росте самого аутсорсингового направления, но рассказали про рост аутсорсинга по отношению ко всем услугам. По данным заместителя генерального директора Алексея Денисова, доля услуг аутсорсинга в общем объеме IT-услуг (на российском рынке) выросла до 23-27%.


Что в цене?

Если вернуться к наиболее востребованным в нынешней ситуации аутсорсинговым услугам, то для КРОК это поддержка рабочих станций и инфраструктуры компаний-заказчиков. В свою очередь, Илья Дуров, заместитель руководителя департамента продвижения и поддержки продаж по направлению "Сервис и аутсорсинг" компании «Инфосистемы Джет», отмечает повышение интереса к удаленному мониторингу и администрированию, полной или частичной замене собственной службы эксплуатации на внешнего подрядчика, а также к техническому обслуживанию оборудования и программного обеспечения. А Алексей Денисов (Optima services) заявил, что по-прежнему востребованы стандартные сервисы: услуги Help/ Service Desk, аутсорсинг инфраструктуры, управления приложениями, обслуживания рабочих мест, офисной и периферийной техники. Генеральный директор компании "Онланта" (ГК ЛАНИТ) Сергей Таран обнаружил смещение акцента с обычного обслуживания активов заказчиков на предоставление IT-услуг уже на активах компании-аутсорсера.

Гадание на аутсорсинговой гуще

Затрагивая тему ближайшего будущего российского аутсорсинга, Вячеслав Ермолов, директор департамента технической поддержки и аутсорсинга компании "АйТи", предрек «восстановление рынка», а Илья Дуров ("Инфосистемы Джет") — появление множества интересных проектов, доступных для всеобщего обсуждения и анализа. Николай Дмитриев ("КомпьюЛинк Сервис") предвидит сдвиг в сторону более долгосрочных проектов, которые сейчас скатились по срокам до одного-двух кварталов. Георгию Ованесяну (КРОК) кажется весьма перспективной модель SaaS. Предвосхищая грядущую популярность модели, КРОК уже заключил необходимые соглашения с Microsoft. Владимир Фролов ("Микротест") чувствует, что рынок аутсорсинга будет расти с существенным опережением общего рынка информационных технологий. Алексей Асафьев, коммерческий директор компании "Смарт Технологии", знает, что доля аутсорсинговых проектов будет возрастать — это веление времени. Наталья Татарникова ("Развитие бизнес систем") напоминает коллегам по бизнесу, что снижение стоимости IT-аутсорсинга произойдет в ближайшие два года из-за усиления конкуренции на рынке IT-услуг в целом. Сергей Таран ("Онланта") прогнозирует повышение интереса к моделям SaaS и Сloud Сomputing, рост сегментов, связанных с виртуализацией IT-инфраструктуры, предоставлением услуг data-центров, управлением и арендой приложений. Алексей Сивидов (IBS DataFort) тоже не сомневается, что интерес к аутсорсингу будет расти, но конкретные цифры прогнозировать не готов, поскольку это "все равно что гадать по звездам".




Предыдущая новость:
Транспорт в будущее
Следующая новость:
Аутсорсинг: от мечты к реальности