Как заставить информацию и технологию работать?
5 апреля 2005 RM magazineRM magazine
#1, 2005 г.
Сергей Перец, Открытые Технологии, Директор службы системного анализа.
Согласно опросам IBM более 70% финансовых директоров компаний считают, что информация является главным активом, а управление информационными потоками является основным рычагом для повышения степени управляемости и контроля – ключевых элементов бизнеса; при этом только 2% управленцев имеют доступ к интегрированным данным уровня предприятия, на которые они опираются при принятии решений. По исследованиям Gartner пользователи тратят до 80% времени на поиск необходимой им информации и только 20% непосредственно на анализ и принятие решений.
Управлять компанией – это значит:
- ставить конкретные цели;
- связывать их с ожидаемыми показателями деятельности компании;
- планировать и управлять достижением;
- осуществлять мониторинг и контроль;
- анализировать результаты, сопоставляя их с плановыми показателями;
- выявлять причины отклонений и принимать решения, их устраняющие.
Например, на уровне корпоративного управления в центре внимания акционеров и высшего руководства компании могут находиться такие ключевые показатели его деятельности, как отдача на вложенный капитал, прибыльность активов, производительность труда. Если компания осуществляет несколько направлений деятельности, выпускает широкий ассортимент продукции, имеет свои подразделения в различных регионах, то данные показатели необходимо определять для каждого вида бизнеса, каждой группы продуктов, каждого территориального подразделения. То есть знание реального положения дел в различных направлениях бизнеса дает возможность принимать обоснованные решения о том, в какие направления целесообразно инвестировать финансовые ресурсы, от каких видов деятельности следует отказаться, какие структуры компании работают неэффективно и требуют внимания руководства.
Для поддержки такого уровня управления необходимо обеспечить сбор и хранение качественной и своевременной информации со всей компании и иметь адекватные инструменты для анализа этой информации, поддерживающие процесс принятия решений.
Системы, решающие данный класс задач, называют системами бизнес-анализа (business intelligence - BI), при этом одна из ее компонент – это Корпоративное Хранилище Данных.
BI занимает центральное место в архитектуре корпоративной информационной системы компании и взаимодействует со всеми нижестоящими системами.
Как правило, потребность в создании систем BI связана со следующими проблемами:
- отсутствует единое информационное пространство для всей компании;
- в существующих прикладных системах компании, часто территориально распределенных, недостаточно функциональности и информационной совместимости, адекватно поддерживающей задачи управления на всех уровнях.
То есть действующие прикладные корпоративные информационные системы не предоставляют топ-менеджерам:
- оперативные, качественные и полные данные о бизнесе одновременно по всей компании;
- механизмы планирования новых стратегий, целей и показателей развития компании и прогнозирования результатов их влияния на эффективность бизнеса;
- механизмы соотнесения планируемых стратегических показателей и показателей из действующих автоматизированных систем;
- механизмы оперативного сбора, анализа детальных и сводных (интегрированных) показателей деятельности компании, выявления детальных причин отклонений оперативных и планируемых показателей.
Создавая систему класса BI, компания должна решить:
- как заставить эту информацию и технологию работать (то есть обеспечить повышение эффективности бизнеса от использования технологии);
- как обеспечить гарантии возврата существенных инвестиций в ИТ.
Таким образом, в основе создания современной системы BI лежат следующие механизмы для поддержки принятия решений, доступные всем бизнес-пользователям компании:
- механизмы построения оперативно расширяемого единого информационного пространства компании (показатели, аналитические разрезы, формы сбора, визуализации данных, методы обработки, исполняемые бизнес-процессы и т. п.);
- механизмы управления процессами:
- оперативного сбора;
- консолидации;
- анализа информации.
Система BI, решающая сложные задачи такого класса, должна иметь не менее сложную внутреннюю архитектуру.
Основные элементы такой системы включают:
- Репозиторий метаданных – для централизованного ведения метаописания (метаданных) основных видов информации, то есть показателей, измерений (справочников), форм отчетности, методов контроля, структур баз данных, регламентов и т.д. (описание предметной области в бизнес-терминах). Данные из репозитория используются во всех компонентах системы.
- Веление процедур загрузки, контроля, оперативной обработки и анализа – для исполнения процессов и процедур ввода, преобразования, перегрузки, контроля, хранения, агрегации и поддержки доступа к финансово-экономическим показателям (данным) компании и в базах данных (оперативный склад, центральное хранилище данных, витрины данных).
- Сбор данных – для организации сбора информации с территориально распределенных подразделений компании и действующих прикладных систем. Обеспечивается также интеграция с существующими автоматизированными системами.
- Информационно-аналитическое обслуживание – для описания и исполнения алгоритмов аналитической обработки финансово-экономических показателей компании, построения отчетов для пользователей системы на основе первичных и аналитических данных, для проведения аналитических расчетов и прогнозирования различных аспектов деятельности компании, выявления закономерностей и тенденций.
- Управление системой и администрирование – для операционного управления, управления бизнес-процессами в системе и управления информационным обменом.
- Управление информационной безопасностью – для поддержки зашиты информации и функций системы от несанкционированного доступа пользователей и внешних угроз, для авторизации пользователей системы, их аутентификации (с применением электронно-цифровой подписи), зашиты от хищений, уничтожения, искажения информации, изменения режимов функционирования.
Одно из важнейших условий бизнеса – это возможность развития системы BI вместе с ростом потребностей компании. Представленная архитектура системы обеспечивает это требование и позволяет гибко перенастраивать и расширять состав показателей, аналитических измерений, форм сбора информации. Соответственно, при построении такой системы необходимо обеспечить адекватный уровень бизнес-консалтинга для качественной разработки описания предметной области в бизнес-терминах (модели и метаданных), описания структур данных и информационного наполнения системы (совместно со специалистами компании-заказчика).
Указанные свойства системы BI позволяют построить масштабируемое решение. Диапазон изменения сложности системы может включать:
- использование десятка показателей и измерений или нескольких сотен показателей и десятков измерений;
- применение типовых средств доступа к базе данных прикладной системы для сбора данных или построение сложной системы сбора отчетности с множества территориально распределенных подразделений компании и автономно работающих прикладных систем;
- применение аналитических средства построения обычных отчетов или использование инструментов анализа и прогноза, выявления корреляционных зависимостей и т.д.;
- управление функционированием системы на основе операционных инструкций или применение инструментов построения и исполнения сложных сквозных технологических и бизнес-процессов;
- построение одноузловой системы или развертывание многоузлового варианта, где центральный узел размешается на уровне головного подразделения компании, а региональные узлы – в удаленных подразделениях компании.
Соответственно меняется стоимость такой системы, колеблющаяся от 50-100 тыс. долларов до миллиона долларов и более.
Необходимо отметить, что нарушение технологии построения такого класса систем, в том числе несоблюдение целостности ее архитектуры, так же как реализация только части компонент системы BI или отсутствие бизнес-консалтинга при ее построении, может привести к провалу проекта создания системы.
Например, создание неэффективной структуры информационного наполнения системы (выбранный состав показателей, измерений, методов анализа, источники получения данных и т.д.), влечет неэффективность системы в целом и неудовлетворенность ее возможностями со стороны топ-менеджеров (т. е. система не обеспечивает адекватный уровень управления).
Также имеется опасность того, что существующие прикладные автоматизированные системы, как источники данных, реально не содержат управленческую информацию. В этом случае топ-менеджеры компании должны принять решение об опережающем развитии или модернизации прикладных систем, а создание системы BI выполнять параллельно и в несколько этапов.
Реализация проекта системы BI требует привлечения опытных специалистов из ИТ-компаний (системных интеграторов), обладающих опытом построения такого класса систем и способных обеспечить адекватный уровень настройки, интеграции и информационного наполнения системы (самостоятельно или совместно со специалистами консалтинговых компаний).
Предыдущая новость:
Головное предприятие для федеральных проектов
Следующая новость:
Интервью Сергея Калина и Олега Гизатуллина