«Железный конек» интегратора.

21 июня 2011 CNews
Ibusiness
21.06.2011


Блог Григорий Шевченко

Довольно часто приходится слышать заявления: «Российскому рынку еще очень далеко до западного, он гораздо менее цивилизован и гораздо более коррумпирован». Я с этим не согласен. Наш рынок работает по вполне понятным законам, у нас действуют стандартные рыночные механизмы, и существует здоровая конкуренция.

Конечно, отечественный рынок сильно отличается от западного. Но в том, что рынки различных стран отличаются друг от друга, нет ничего странного или неправильного. И американский, и европейский, и китайский, и российский рынок работают по своим собственным законам. Да, на мировом ИТ-рынке существуют некие общие рыночные механизмы, но не меньшее влияние на рынок оказывают и законодательство страны, и количество игроков на рынке, и производители, и разработчики. Любой нормальный рынок (и российский здесь не исключение) – это самоорганизующийся и саморазвивающийся механизм.

Что касается проблемы коррупции на российском рынке, то и это не является «чисто российской» проблемой. Коррупционные скандалы постоянно происходят в очень многих странах. И в Азии, и в Америке, и в Европе. И в этом плане Россия не исключение.

Кроме того, постоянно задавать вопрос: «Когда же, наконец, мы приблизимся к западному рынку?», на мой взгляд, не совсем правомерно еще и потому, что в то время, как наш рынок будет развиваться, западный тоже не будет стоять на месте. Если же говорить о темпах развития российского ИТ-рынка, то, скорее всего, движение будет происходить поступательно, без особых рывков. Тем более, что практически с момента своего возникновения, наш ИТ-рынок развивался довольно плавно, если, конечно, не принимать во внимание такие существенные технологические прорывы, как появление мобильной связи, бурное развитие Интернет-сервисов и пр. Но прорывы такого масштаба происходят крайне редко, и в ближайшее время вряд ли стоит ожидать чего-либо подобного. Последние несколько лет все «новинки» рынка по сути никакой существенной новизны в себе не несут. Скажем, такая модная тенденция как «облака», с технологической точки зрения известна уже достаточно давно.

И внедрение новых услуг, связанных с облачным бизнесом, также будет проходить плавно и планомерно. Прежде всего, потому, что их распространение связано в большей степени с перестройкой в головах у заказчиков, чем с уровнем развития технологий. Перенести бизнес в «облака» технологически было вполне возможно еще несколько лет тому назад. Однако никто тогда туда не торопился, да и сейчас (несмотря на широкую маркетинговую и PR-поддержку «облаков») не торопится. Главным образом потому, что заказчики до конца не понимают, зачем им это надо. Зато прекрасно видят всевозможные риски. И пока на рынке не появится массовое понимание того, что «облака» не только интересны, но и выгодны, и действительно помогают в развитии бизнеса, эта технология так и останется в области перспективных разработок и красивых картинок.

Сейчас рынок к «облакам» активно подталкивают вендоры, как производители софта, так и «железа». И это очень существенно. Если такой гигант как Microsoft заявит: «Пользовательские лицензии мы продавать прекращаем, и все дружно уходим в «облака», хотите использовать наши продукты - подключайтесь», - тогда, скорее всего, многие действительно окажутся потребителями Cloud Computing. Но это будет вынужденная, навязанная мера, а не свободный выбор. С другой стороны, многие провайдеры и интеграторы также интересуются перспективой «облаков», строят свои коммерческое ЦОДы. Привлекаются инвестиции: и российские, и западные. Но, повторюсь, пока ждать какого-то бума на рынке, связанного с «облаками», не стоит. Возможно, через несколько лет предприятия, решив использовать какое-то приложение, действительно окажутся перед выбором – либо строить самим, либо получить эту услугу из «облака». И тогда это станет стандартной услугой, со стандартным набором SLA. Однако пока это еще дело будущего: рынок придет к этому нормальным поступательным путем, путем активной конкуренции за новые качественные сервисы.

Нет сейчас на рынке и активного спроса на аутсорсинговые услуги. Было время, когда все активно приценивались к этому направлению, «примеряли» эти услуги на себя. Рынок сформировался, потихоньку растет, но речь о том, чтобы кто-то из крупных компаний полностью передал свою инфраструктуру на аутсорсинг, пока не идет. И еще несколько лет вестись не будет. И это при том, что данное направление развивается уже довольно долго. Качественного прорыва не происходит, прежде всего, потому, что довольно быстро стало ясно: аутсорсинг «не дешевле». Для крупных компаний решение передать свое ИТ-хозяйство на аутсорсинг слишком серьезно и связано с определенными и довольно существенными сложностями. И дело не только в вопросах безопасности или возможной потери контроля над своими данными. Отдать на аутсорсинг старую ИТ-инфраструктуру нельзя – сначала надо привести ее в тот вид, который устроит атсорсинговую компанию. Следовательно, получается, что заказчику для того, чтобы передать свою инфраструктуру на аутсорсинг, надо сначала привести ее «в соответствие», заплатить за это. И только потом уже оплачивать услуги по ее поддержке.

Кстати, аутсорсинг также очень тесно связан с «облаками». В том случае, если у заказчика нет собственной инфраструктуры и собственных приложений - он получает все необходимое ему в «облаке» на условиях аутсорсинга.

В общем, и новые услуги, и новые технологии на российском ИТ-рынке появляются, а сам рынок развивается. Возможно, не так, как это видится «с Запада». Но вполне в соответствии с законами нормального рынка.

http://www.ibusiness.ru/20451




Предыдущая новость:
ИТ-аутсорсинг в ИТ-России
Следующая новость:
Рынок суперкомпьютеров в России пока невелик