ИТ-аутсорсинг в ИТ-России

20 июня 2011 CNews
"Системный админстратор"
№ 6 от 20.06.2011
МИХАИЛ БОРОВОВ,
директор по продаже услуг ЗАО «Открытые технологии 98»

Перспективы развития. Сфера аутсорсинга находится сейчас на рубеже, который в безкризисной ситуации мог быть достигнут не ранее чем через три – пять лет

Если посмотреть на роль ИТ-индустрии в экономике России в настоящее время, то будет очевиден разрыв в темпах роста: средний процент роста экономики в несколько раз ниже этого показателя для ИТ-отрасли. С одной стороны, это говорит о том, что мы более эффективно сокращаем отставание от ведущих ИТ-держав, а с другой, отражает усиливающийся разрыв между ИТ и большинством других отраслей нашей экономики. Как результат возрастающего разрыва, большинство ИТ-внедрений в реальный сектор экономики не может поддерживаться и сопровождаться только специалистами заказчика, и в первую очередь это связано с ограниченностью ресурсов ИТ-подразделений.

Очевидно, что данная ситуация является только необходимым условием для развития сферы ИТ-аутсорсинга, достаточным же условием будет наличие такого уровня бизнес-культуры, который станет обеспечивать степень взаимного доверия между участниками бизнеса, что позволит перейти от парадигмы поставок продуктов и решений к ее следующему уровню – «сервисно-ориентированной бизнес-модели».

В этой модели сотрудничества проявляются явные преимущества для всех участников рынка, которые даже напрямую не задействованы в бизнес-цепочке. Так, заказчик сможет сосредоточиться на инвестициях только в «корневые» компетенции своего ИТ-подразделения и косвенно решить вопрос оптимизации своего штата специалистов. Дополнительно к этому повышается прозрачность затрат, возрастает гибкость компании в периоды роста/падения рынка, что, как следствие, приводит к повышению ее конкурентоспособности.

Исполнитель в лице компании-аутсорсера, имея опыт поставок ИТ-решений для заказчика, получает дополнительный бизнес на этапе сопровождения этих решений в течение их «жизненного цикла». Специализируясь на решениях определенного класса, аутсорсер имеет возможность занять сервисную нишу рынка, которая до этого была значительно менее развита из-за отсутствия качественных предложений. Явной положительной стороной данного сценария развития ИТ-аутсорсинга будет снижение затрат на обслуживание по типовым сервисам, которые становятся в последнее время стандартами «де-факто» для большинства ИТ-вендоров.

Еще одной стороной, получающей дивиденды в этой ситуации, выступает государство в лице его фискальных органов, т.к. услуги, будучи предоставленными на территории России, подлежат налогообложению, т.е. расширяется налогооблагаемая база, и, следовательно, растут поступления в бюджет (реалии могут иметь свою специфику).

В данном случае будем говорить только о части того большого сегмента, который принято относить к аутсорсингу, а именно о таких его подразделах, как ИТ-аутсорсинг инфраструктуры и ИТ-аутсорсинг приложений. Вне темы обсуждения останется часть, связанная с аутсорсингом бизнес-процессов, которая сама по себе менее связана с ИТ.

Часто приходится сталкиваться с ожиданиями бизнеса о сокращении прямых расходов на ИТ после внедрения модели аутсорсинга, что ошибочно по самой сути. Изначально ИТ-аутсорсинг не ставит целью снижение прямых затрат, его назначение – это оптимизация структуры бизнеса через повышение отдачи IT-инфраструктуры, прозрачности расходов на ИТ и возможностей контроля этих расходов. Вышесказанное стопроцентно применимо к ситуации, когда единственным критерием выбора сервис-провайдера выступают цена и стремление к ее «оптимизации» – результат обычно не устраивает обе стороны.

Отдельно хочу остановиться на ситуации, спровоцированной кризисом двухлетней давности, когда в одночасье было преодолено большинство тормозящих развитие ИТ-аутсорсинга опасений со стороны заказчиков, как то: «потеря контроля над ИТ-системами и ослабление защиты данных», «невозможность передачи вовне обслуживания критичных функций ИТ» и тому подобное.

актически кризисный период заставил пересмотреть национальную практику аутсорсинга и признать, что последнее десятилетие сильно изменило отраслевой опыт и, что самое главное, начал рушиться стереотип «опасения» руководителей ИТ-подразделений потерять свою значимость в компании после передачи на аутсорсинг ряда функций. Происходящие в последнее время реструктуризации подразделений ИТ во многих компаниях только подтверждают необходимость наличия опытного руководителя со стороны заказчика во всех крупных аутсорсинговых проектах. Следствием вышесказанного является тот факт, что сфера аутсорсинга находится сейчас на рубеже, который в безкризисной ситуации мог быть достигнут не ранее чем через три – пять лет. Но, несмотря на этот шаг вперед, главным отличием российского ИТ-аутсорсинга от западного является пока еще наличие проблемы взаимного доверия между аутсорсером и потребителем услуг, в то время как успех западного сервис-провайдера основывается на уровне предлагаемых инноваций и уникальности сервисного продукта на рынке.

Знаковым моментом современного уровня развития этого сегмента рынка является его размер – текущей объем оценивается экспертами в 1 млрд долларов по результатам 2010 года. Не менее важным фактом является то, что влияние прошедшего кризиса было существенно менее заметным, чем в большинстве других сфер ИТ-индустрии. Мое объяснение данного факта заключается в том, что поддержание любой действующей инфраструктуры предприятия более приоритетно в кризисные периоды, нежели проекты развития и модернизации.

В текущей ситуации на рынке мы видим, что очень большое число средних по размеру компаний рассматривает возможность передачи сторонним поставщикам услуг большой части функций своих внутренних ИТ-подразделений. В связи с этим важнейшим становится выбор ИТ-аутсорсера (т.е. компании, которая возьмет на себя функции сервис-провайдера) и модели перехода на модель ИТ-аутсорсинга. Причем эти вопросы связаны между собой и должны решаться скоординировано, с учетом рисков, возникающих в процессе смены ИТ-парадигмы компании. Если говорить о потенциальных рисках, то они в первую очередь связаны с потенциальной возможностью потери контроля со стороны заказчика за собственной ИТ-инфраструктурой, возможной потерей качества услуг на начальном этапе, опасностью утечки служебной (как минимум) информации третьей стороне.

Собственно, выбор ИТ-аутсорсера, как говорилось выше, невозможен по одному критерию – «цена». Главным будет комплексный критерий, состоящий из опыта реализации аналогичных проектов, наличия большого «запаса прочности» – размера компании-аутсорсера, наличия методологии оказания услуг и предыдущего опыта сотрудничества между заказчиком и исполнителем.

Если попытаться кратко описать основные этапы реализации перехода на модель ИТ-аутсорсинга, то сначала заказчику потребуется формализовать процессы и максимально детально определить требования к ИТ-подразделению. Обычно это выглядит как перечень ИТ-услуг с системой их качественных и количественных показателей, называемых SLA (Service Level Agreement – соглашение об уровнях обслуживания).

Следующим шагом должно быть определение тех услуг, которые заказчик не планирует оставлять себе и передает внешнему сервис-провайдеру. Именно перечень передаваемых на аутсорсинг ИТ-услуг и станет определять выбор их поставщика, т.к. сложность передаваемых услуг будет сильно влиять на круг потенциальных претендентов на эту роль. Считается оптимальным передавать ресурсоемкие услуги и типовые услуги, а специфичные и уникальные оставлять в ведении внутреннего ИТ-подразделения. Ключевым звеном перехода на модель ИТ-аутсорсинга является юридическое оформление условий взаимодействия заказчика и ИТ-аутсорсера, все договоренности должны быть формализованы и закреплены в комплекте документов об условиях сотрудничества. Качество подготовки этих документов сильно упрощает взаимодействие в течение жизненного цикла договора и снижает риск развития ситуации «недопонимания», когда каждая из сторон по-разному смотрит на свои права и обязанности.

Сегодня доля аутсорсинговых договоров сильно варьируется в зависимости от рода деятельности компании-заказчика, но имеет явно выраженную тенденцию к росту. При этом важным является понимание того факта, что специализация на «базовом бизнесе (core business) компании» – это условие востребованности ИТ-аутсорсинга на рынке.

В последнее время более всего обсуждаются перспективы облачных технологий и предоставление услуг по моделям SaaS (Software as a Service), PaaS (Platform as a Service), IaaS (Infrastructure as a Service) и т.п. Есть уверенность, что эти новые подходы (хотя некоторые из них и имеют прародителей в прошлом) принесут на сервисный рынок интерес все возрастающего числа заказчиков, с одной стороны, и широкую гамму предложений от компаний-аутсорсеров, с другой. Безусловно, будут существовать особенности для каждой реализации этих моделей. Каждое конкретное исполнение станет учитывать особенности заказчика: отрасли его бизнеса, развитость инфраструктуры и квалификацию персонала, но общим для всех будет изменение глубины взаимного доверия и ответственности аутсорсера за результат сервисного проекта.

Сейчас по листингу заказчиков нашей компании более половины рассматривают модель ИТ-аутсорсинга как необходимую к внедрению в ближайшем будущем, а более трети уже имеют контракты с «Открытыми Технологиями» и планируют расширять их за счет включения новых услуг.

http://samag.ru/archive/article/1309




Предыдущая новость:
«Открытые технологии» - возможности гибридного суперкомпьютера
Следующая новость:
«Железный конек» интегратора.