В чем проигрывают банки
9 ноября 2008 ConnectConnect
#11, ноябрь 2008 г.
Елена Хамидова, ведущий консультант департамента внедрения бизнес-приложений, компания Открытые Технологии.
В условиях активного развития рынка финансовых услуг, глобализации банковского сектора и усиления надзора со стороны ЦБ РФ кредитные учреждения вынуждены использовать комплексные технологии управления. Но российские банки не спешат отдавать предпочтение подобным подходам к ведению бизнеса. Однако, как доказывает практика, напрасно. Их зарубежные коллеги (Citibank, Bank of America, HSBC, ABN Amro Bank, RakBank, Standard Chartered Bank и др.) уже достигли весомых результатов в снижении рисков при выдаче кредитов (с помощью совместного ведения кредитной истории заемщиков) и привлечении новых клиентов благодаря повышению качества услуг и скорости обслуживания. Какими инструментами для оптимизации управления бизнес-процессами могут воспользоваться российские банковские учреждения?
Типовые банковские бизнес-процессы представляют собой последовательность действий, автоматизированных при помощи информационных систем. В их выполнении могут участвовать как сотрудники подразделений банка, так и коммерческие партнеры, внутренние и внешние контрагенты. При этом дизайн используемых в банке бизнес-приложений, предназначенных для автоматизации конкретных операций, зачастую не отвечает требованиям всех участников бизнес-процесса, слабо адаптирован для кроссфунк-ционального использования. Как следствие, для выполнения конкретного бизнес-процесса приходится повторно вводить данные и/или одновременно работать с несколькими приложениями, что приводит к возникновению ошибок и излишним временным издержкам. Чтобы получать целостную картину жизнедеятельности организации и повысить управляемость бизнес-процессов, необходимо интегрировать существующие в банке информационные системы на уровне не только данных, но и соответствующих бизнес-процессов.
Интеграция бизнес-приложений
В настоящее время большинство банков использует для решения поставленных задач подход, основанный на интеграции бизнес-приложений. При этом очевидна сложность интеграции существующих информационных систем - из-за различий в интерфейсах ввода данных, архитектуре и функциональности, изначальной ориентированности приложений на решение узкоспециализированных задач, а не на информационную поддержку бизнес-процессов в целом. Кроме того, компания сталкивается с рядом следующих проблем:
- проведение системных исследований для оценки объема интеграции и определения API-интерфейсов, необходимых для указанной интеграции;
- обеспечение доступности прикладных программных интерфейсов (API), что является обязательным условием интеграции; yпоиск доступного для всех участников проекта интеграции языка разработки;
- большие временные рамки, необходимые для реализации проекта; yпривлечение к работе специалистов - разработчиков используемых бизнес-приложений;
- получение услуг по поддержке системы от нескольких компаний - разработчиков приложений и т. д.
Результатом этого являются высокая стоимость совокупного владения системой, сложность ее дальнейшей эксплуатации и обслуживания.
Интеграция бизнес-процессов
Избежать перечисленных проблем, а также снизить издержки и стоимость владения информационными системами поможет использование передового подхода к управлению комплексом бизнес-процессов, основанного на разделении "уровня процессов" и "уровня приложений". Он реализуется в специализированных системах класса BPM (Business Process Management).
BPM-система выполняет бизнес-процессы от начала до конца, связывая между собой не только операции внутри процесса, но и кросспроцессные активности (рис. 2). Основным ядром этой системы является Workflow-сер-вер, передающий работу (шаги бизнес-процесса) от одного исполнителя другому. Таким образом, исполнитель всегда знает, что ему следует выполнять, какой уровень приоритетности у данной деятельности и в какой срок ее нужно завершить.
Как правило, реализация BPM-решения позволяет добиться значительных преимуществ, обеспечив эффективность бизнес-процессов, а также помогает менеджерам лучше управлять проектами и персоналом, что в итоге способствует более экономичной и продуктивной организации деятельности банка в целом.
BPM-система реализует принцип "одного окна", когда все параметры, требующие ввода (включая интерфейсы интегрированных приложений и изображения, на которые должен ссылаться пользователь), доступны в различных формах на одном рабочем столе. Следовательно, нет необходимости в использовании различных экранов для выполнения операций. Более того, такой рабочий стол можно настраивать в соответствии с требованиями каждого конкретного пользователя.
Таким образом, в результате применения BPM-решения реализуется возможность интеграции приложений внутри бизнес-процесса, осуществляется мониторинг всех действий, производимых как вручную, так и посредством ИТ-приложений.
Преимущества BPM-систем
К ключевым преимуществам систем класса BPM относятся:
- быстрое развертывание. Разработанная методология внедрения BPM-систем, включающая в себя документацию, различные шаблоны и средства, позволяет сократить время, необходимое для развертывания решения. Речь идет о днях и неделях, а не месяцах и годах;
- cокращение затрат. BPM предоставляет возможность существенно снизить расходы на консалтинговые исследования для создания моделей процессов as-to-be и выбора информационных систем, отвечающих требованиям и при этом подходящих для дальнейшей интеграции. В то же время удается избежать последующих затрат, связанных с разработкой, внедрением, интеграцией выбранных информационных систем, обучением пользователей работе в нескольких бизнес-приложениях. Таким образом, снижается стоимость владения информационной системой в целом;
- увеличение производительности. BPM позволяет уменьшить операционные издержки путем сокращения времени проведения банковских транзакций и количества ошибок, возникающих при вводе данных;
- простота внедрения, которая достигается при помощи вовлечения в процесс и тесного взаимодействия представителей исполнителя и групп пользователей со стороны заказчика;
- легкость сопровождения. Участие в проекте внедрения ключевых пользователей и специалистов ИТ-подразделения банка поможет в быстром и несложном переходе на поддержку системы внутренними ресурсами ИТ-подразделения компании.
Несмотря на все преимущества BPM-решения, оно не должно внедряться поспешно. Для начала необходимо устранить различие интерфейсов информационных систем банка и его коммерческих партнеров, поскольку это может отрицательно сказаться на осуществлении информационного обмена. Банки работают со многими партнерами, поэтому разработать единый интерфейс для информационных систем компаний - участников B2B-отношений - задача непростая. Однако, как показывает практика, дальнейшее применение BPM-систем позволит значительно сократить операционные издержки и повысить производительность труда в банковском секторе.
Предыдущая новость:
IP-телефония: воцарение стандарта де-факто
Следующая новость:
Региональные офисы должны приносить прибыль