Система бюджетирования и финансового анализа

17 Июня 2005 Фин. газета
Финансовая газета
#24, июнь 2005г.
Елена Шедова, Открытые Технологии

Бюджетная система любого предприятия строится на основе внутренней политики компании и призвана прежде всего обеспечивать возможность оперативного принятия оптимальных управленческих решений. Поэтому IT системы бюджетирования для крупных предприятий представляют собой аналог конструктора, позволяющий на базе поставляемых модулей реализовать финансово бюджетную модель любой степени сложности.

ОАО "Ростелеком" является одним из крупнейших предприятий в телекоммуникационной отрасли. В сборе первичных данных и формировании бюджета "Ростелекома" принимают участие более восьмидесяти человек. Ранее для этого применялись электронные таблицы, обладавшие рядом неустранимых недостатков. Прежде всего таблицы не поддерживали совместную работу, поэтому снижалась достоверность данных и, как следствие, увеличивался риск ошибки. В таких условиях были неизбежны многочисленные сверки, замедлявшие формирование бюджета. Дополнительно к этому возникали дублирующие информационные потоки, причем первичные данные, приходящие по этим каналам, могли отличаться друг от друга. Начиная с 2005 г. на предприятии используется новая система бюджетирования и финансового анализа, разработанная на базе решения Oracle, Oracle Financial Analyzer. Работы по проектированию, разработке, внедрению и настройке были осуществлены совместной проектной группой ОАО "Ростелеком" и компании Открытые Технологии.

Целью проекта внедрения новой системы бюджетирования было получение возможности оптимизации бюджетного процесса, осуществление финансового анализа, повышение достоверности данных, устранение дублирования информационных потоков, сокращение сроков и трудозатрат при формировании бюджета.


Структура и особенности системы

Архитектура системы строится вокруг одного четырехпроцессорного сервера, на котором установлено программное обеспечение Oracle Express Server и Oracle Financial Analyzer, и рабочих станций, имеющих онлайновый доступ к серверу. На рабочих местах установлено клиентское программное обеспечение Oracle Financial Analyzer.

Основой программной архитектуры стала многомерная база данных, организации которой было уделено большое внимание. В эту базу заносится актуальная финансовая информация, которая используется в процессе планирования, составления текущих отчетов и вариантов бюджета. Информация консолидируется и предоставляется участникам бюджетного процесса в наглядной форме через специально разработанный пользовательский интерфейс. Данные предоставляются по запросу аналитикам, менеджерам среднего и высшего звена.

Система обладает достаточной гибкостью и широкими возможностями создания распределенной архитектуры, что позволяет при добавлении новых модулей наращивать аппаратную платформу.

Для проведения контроля и анализа исполнения бюджетов в систему должны поступать фактические данные управленческого учета. В ходе проекта внедрения были разработаны программные интерфейсы к системе управленческого учета "Ростелекома", которые позволили осуществлять загрузку фактических данных. Внедренная система бюджетирования и финансового анализа на базе Oracle Financial Analyzer обрабатывает поступающую информацию и производит автоматические расчеты в соответствии с финансовой моделью "Ростелекома" и процедурами формирования, корректировки и контроля исполнения бюджета, закрепленными соответствующими положениями и регламентами. При изменении порядка формирования бюджета или финансовой модели производится модернизация системы.

Система позволяет вводить фактические данные различными способами от ручного ввода до импорта из офисных приложений и систем оперативного учета. Также предусмотрен обмен данными с другими приложениями, в том числе с системами электронного документооборота. Все данные, вводимые в систему, однозначно идентифицируются, что повышает их достоверность и ответственность исполнителей.

Помимо бюджета и отчетов в системе реализован модуль формирования краткосрочного бюджета. Информация используется в составлении различных отчетов, позволяющих оценить текущее финансовое положение компании, а также регулярных отчетов по периодам месяц, квартал и год. Поскольку внедрение необходимо было провести в сжатые сроки, то в связи с этим все этапы внедрения были детально спланированы, и работы велись одновременно в региональных филиалах и генеральной дирекции "Ростелекома". Было установлено более 80 рабочих мест, имеющих доступ к центральному серверу системы по каналам "Ростелекома".

В ходе реализации проекта были разработаны финансово бюджетная модель, регламенты и диаграммы бизнес процессов, оказана методологическая поддержка участникам бюджетного процесса, разработана техническая архитектура системы, установлены оборудование и программное обеспечение, произведены настройка и тестирование системы, обучение пользователей, а также оказана техническая поддержка.

Проектирование финансово бюджетной модели началось в январе 2004 г. К апрелю была разработана основа модели, а также детально проработана часть ее модулей. К этому времени был подготовлен концептуальный проект системы. С апреля началась непосредственная разработка системы бюджетирования, в июне были закончены работы как по созданию бюджетной модели, так и по ее реализации. Одновременно была установлена и настроена аппаратная часть системы.

Для работы с системой были обучены сотрудники "Ростелекома", установлены рабочие места, созданы пользователи, определены политики и права доступа. Внедрение проекта позволило уже в ноябре 2004 г. успешно завершить формирование бюджета на 2005 г. в новой системе бюджетирования. В промышленную эксплуатацию система бюджетирования на базе Oracle Financial Analyzer введена в декабре 2004 г.

В настоящее время система работает с полной нагрузкой.




Предыдущая новость:
Контакт-центр: курс на перестройку бизнес-процессов
Следующая новость:
ERP-ускорение "Связьинвеста"