Интервью Дмитрия Северова

15 февраля 2005 CNews
CNews
Публикация от 15 февраля 2005 г.

На вопросы CNews отвечает Дмитрий Северов, Вице-президент по технической политике компании Открытые Технологии.


CNews: Как вы оцениваете динамику роста российского рынка интеграции в сфере телекоммуникаций?

    Дмитрий Северов: Основываясь на результатах работы компании Открытые Технологии на рынке интеграции в сфере телекоммуникаций в 2003 и 2004 годах, скажу, что мои оценки очень оптимистичны. Можно констатировать с уверенностью, что рынок телекоммуникаций находится на устойчивом подъеме. Этот бизнес тяготеет к консолидации. Масштаб операторов увеличивается, растет темп изменений, который испытывает бизнес, и, соответственно, изменяется масштаб и сложность задач ИТ-интеграции. Мы работаем с крупнейшими телекоммуникационными компаниями, и некоторые из интеграционных задач, которые нам приходится решать, — уникальны для России. Считаю, что телекоммуникационный рынок будет испытывать устойчивый рост, как минимум, ближайшие лет десять. Поэтому перспективы именно интеграционной деятельности на телекоммуникационном рынке достаточно высоки. Эта деятельность сейчас по большей части затрагивает собственные внутрикорпоративные нужды телекоммуникационных операторов, в частности, направлена на усовершенствование процессов "бэк-офиса".

    В ближайшем будущем очень серьезные интеграционные задачи появятся в основном бизнесе оператора, а именно в предоставлении различных услуг. Не только услуг связи, но именно всевозможных услуг, в которые технологии связи входят необходимой составной частью. Операторы связи, имея в своем распоряжении мощные инфраструктурные ресурсы, могут стать и уже становятся основой для ведения принципиально новых бизнесов. Именно там, в этих новых бизнесах, во взаимодействии их друг с другом и с традиционным телекоммуникационным бизнесом мы ожидаем большой объем интеграционной деятельности.


CNews: Какого рода технологии и продукты сейчас наиболее востребованы телекоммуникационным сектором?

    Дмитрий Северов: Основные потребности компаний телекоммуникационного сектора заключаются как в обеспечении качества обслуживания своих абонентов, так и в расширении спектра предоставляемых услуг.

    Для обеспечения качества услуг при одновременном снижении эксплуатационных расходов возросла потребность в комплексных OSS-решениях (системы поддержки эксплуатации сетей связи). Повышается значимость систем категорий Mediation и Revenue Assurance как инструмента обеспечения доходности компании-оператора. Актуальным является внедрение систем централизованного мониторинга и контроля эксплуатации.

    Для обеспечения качества повседневного обслуживания абонентов и повышения конкурентоспособности предприятия-оператора становятся востребованными многофункциональные контакт-центры и центры самообслуживания, интегрированные с CRM-системами, обеспечивающие централизованный интерфейс абонента к многопрофильному справочному и сервисному обслуживанию.

    Если же говорить о расширении спектра услуг, предоставляемых операторами абонентам, то с одной стороны телекоммуникационный сектор начинает активно использовать новые технологии для построения мультисервисных сетей широкополосного доступа, что определяет их потребность в оборудовании для построения таких решений как xDSL, WiFi/WiMax, MPLS, DWDM, ETTx. С другой стороны, появляется потребность в решениях, обеспечивающих наполнение мультисервисной инфраструктуры новыми классами услуг. На мой взгляд, готовыми для немедленного внедрения сегодня являются технологии неэфирного цифрового теле и радиовещания (DAB, DVB), предоставления доступа к цифровому контенту (видео, аудио, фото), интерактивного взаимодействия (телеконференции, коллективные игры, передача речевой информации, видеотелефония).


CNews: Насколько активно, из опыта вашей работы, развивается на российском рынке построение сетей поколения NGN?

    Дмитрий Северов: Активность развития мультисервисных сетей диктуется спросом потребителя на основные виды услуг, которые готова предоставлять эта сеть. Примеры таких услуг уже упоминались. Спрос на эти услуги и на их качество высок у корпоративных клиентов, поэтому мультисервисные сети сейчас достаточно активно реализуются интеграторами и операторами связи именно в этом секторе рынка. В секторе рынка, обслуживающем частных клиентов, внедрение сетей NGN идет менее активно и, как правило, представляет собой решения, которые реализуют только один-два класса услуг.

    Часто услуги NGN называют Triple Play. К сожалению, сегодня нет операторских сетей связи, полностью отвечающих указанной концепции. Однако это не значит, что такие сети не строятся. Сейчас основные усилия направлены на построение инфраструктуры, создание мультисервисных магистральных сетей и широкополосных сетей доступа. Думаю, что 2005 год станет началом массового внедрения услуг Triple Play.


CNews: Как вы оцениваете рост спроса на ERP-системы со стороны операторов связи?

    Дмитрий Северов: Мы оцениваем этот рост как взрывной. Хочется отметить несколько факторов, которые определяют спрос на ERP-системы. Операторы связи как никто близки к тем технологиям, на основании которых реализованы ERP-системы. Они, по сути, являются владельцами такого важного элемента технической архитектуры, как сами каналы связи, позволяющие организовать ERP решение.

    Как уже отмечалось ранее, телекоммуникационный бизнес находится сейчас на подъеме и требует оперативного управления — это традиционный фактор спроса на ERP-решения. Территориальное освоение заканчивается и наступает момент для решений по оптимизации бизнеса. Примером этому может служить тот факт, что крупнейшие внедрения ERP-систем сейчас осуществляют телекоммуникационные компании.


CNews: Считается, что их бизнес-процессы оптимальным образом "вписываются" в проекты подобного рода. Разделяете ли вы это мнение?

    Дмитрий Северов: С одной стороны, операторы связи лучше всего подготовлены для технического обеспечения подобных проектов, они являются владельцами технической архитектуры. А бизнес-процессы, которые они реализуют, характерны для всех секторов экономики и включают операции с потоками денежных средств, с процессами капитального строительства и другие, общие для всех предприятий. Стремительный рост операторов связи связан с инвестиционными проектами. Поэтому на текущий день очень много задач, для решения которых оптимально подходит функциональность ERP-системы.

    С другой стороны, нужно понимать, что ERP-системы не включают в свой состав такого важного элемента для бизнеса оператора связи, как биллинг. Для оператора связи очень важна интеграция ERP-системы с биллинговой системой. От открытости и гибкости ERP-системы во многом зависит, будет ли она востребована оператором.


CNews: Насколько, из вашей практики, выросло потребление ИТ-сервисов в телекоммуникационном секторе?

    Дмитрий Северов: Потребление ИТ-сервисов в этом секторе выросло. Появились пограничные области, которые и являются потребителями ИТ-услуг и которым необходим консалтинг. В первую очередь, это интеграция биллинговых и ERP-систем. Или осуществление нескольких параллельных мультипроектов — внедрение биллинговых, ERP, CRM-систем, систем OSS. Все это требует консалтинговых услуг по управлению. А если ведение этих проектов сопровождается построением технической архитектуры, то такие проекты обязательно должны осуществляться при наличии очень хорошего управленческого консалтинга. Предпроектный консалтинг ориентирован на правильное планирование таких проектов, а само внедрение программных продуктов как раз включает в себя большую часть консалтинга, связанную с интеграционными элементами.


CNews: Какова, по вашим оценкам, емкость и потенциал спроса на системы предбиллинга в России?

    Дмитрий Северов: Для крупных операторов связи интересны системы класса "high end", такие как HP IUM, Amdocs XACCT. Это мощные и функциональные решения. Несмотря на небольшое количество компаний, которые могут позволить себе системы такого класса, рынок рассматривается нами как очень перспективный. Также наша компания может предложить подходы к построению конфигурации решения на основе передовых систем предбиллинга (mediation), которые заинтересуют небольших операторов и корпоративных заказчиков.


CNews: Какие факторы, на ваш взгляд, будут определять дальнейшее потребление ИТ российским телекоммуникационным сектором?

    Дмитрий Северов: Здесь я не жду никаких качественных изменений. Потребление ИТ любым бизнесом, в том числе телекоммуникационным, определяется несколькими факторами. Первый фактор — количественный рост бизнеса, при нехватке, в первую очередь, кадровых ресурсов. В этой ситуации можно разными способами выходить из положения, но один из них — это перевод на новый качественный уровень хорошо всем знакомой автоматизации. Чем предприятие крупнее, тем больше в нем есть того, что нужно автоматизировать.

    Второй фактор — изменение состава бизнеса и услуг. Наиболее быстро изменяющийся рынок — это рынок ИТ. По родству технологий телекоммуникационная индустрия находится ближе всего к ИТ-индустрии. Соответственно, динамика изменений в телекоммуникационном бизнесе, меньше чем в ИТ, но больше, чем во многих других видах бизнеса. Эта качественная динамика изменения состава услуг, качества услуг, быстрое изменение телекоммуникационного рынка в целом обуславливает агрессивное, по сравнению с другими отраслями, потребление ИТ.

    Третий фактор — выделение непрофильных видов бизнеса. Этот фактор не является характерным только для телекоммуникационного сектора, так как раньше или позже это произойдет и с другими видами бизнеса. Чем больше созревает рынок, чем более взрослым он становится, тем в более жестких условиях находятся игроки, тем более высок уровень их специализации.

    Специализирующиеся на определенном бизнесе игроки склонны избавляться от непрофильной деятельности. На российском рынке уже неоднократно были подобные прецеденты, когда ИТ-структуры самых крупных предприятий выделялись в отдельные юридические лица. Соответственно, те взаимоотношения, которые раньше были внутренними, «немонетизованными» корпоративными отношениями, становятся товарно-денежными отношениями между субъектами рынка. Это еще одно обстоятельство, которое будет определять отношения ИТ-рынка с телекоммуникационными заказчиками.

    И, наконец, хочется надеяться, что операторы связи в нашей стране вырастут однажды из простого потребления уже кем-то предложенных технологий и дорастут до формулирования требований к новым технологиям, которые еще не созданы. Хочется верить, что на российском ИТ-рынке появится новый сегмент — разработка новых технологий, востребованных наиболее прогрессивными заказчиками.


CNews: Спасибо.





Предыдущая новость:
Скандинавы потратились на автоматизацию российского банка
Следующая новость:
Головное предприятие для федеральных проектов