Горизонт управляемых сервисов

6 октября 2009 IT News
IT News
#17, 6 октября 2009 г.
Алексей Комов

Производители телекоммуникационного оборудования предрекают, что рано или поздно операторский бизнес ожидает конвергенция телекоммуникационных сервисов и аутсорсинга. Предлагая корпоративным заказчикам комплексные услуги с гарантированным уровнем качества, в том числе канал связи и необходимое для его использования оборудование, сопутствующую техническую поддержку, связисты смогут существенно расширить клиентуру и увеличить доход.

Телекоммуникационные вендоры традиционно выступают одной из движущих сил развития отрасли связи. Чтобы увеличивать объемы и номенклатуру производства, они вынуждены предлагать новые технологии, решения и концепции, которые, по их мнению, позволят рынку телекоммуникационных услуг сделать шаг вперед. При этом одни предложения подхватываются участниками рынка сразу, а другим приходится подолгу ждать своего часа. Концепция Managed Services (управляемые сервисы) относится как раз ко второму случаю. Сформулированная еще несколько лет назад, в России она пока еще не получила широкого распространения. Однако предпосылки для этого существуют, поэтому некоторые крупные операторы вновь присматриваются к модели Managed Services, мысленно примеряя ее к своему бизнесу.


Един в трех лицах

Концепция Managed Services подразумевает слияние сервисов связи и аутсорсинга, при котором оператор предлагает клиентам не просто набор различных каналов связи, а целый комплекс услуг: от аренды необходимого оборудования и установки его на собственных технических площадках до аутсорсинга телекоммуникационной инфраструктуры. При этом обслуживание оборудования может осуществляться удаленно посредством функционала, заложенного в сами технические решения. Таким образом, оператор может одновременно стать для своих клиентов и поставщиком услуг связи, и интегратором, и аутсорсером, гарантируя при этом определенный уровень сервиса.

Для развития концепции управляемых сервисов производители оборудования предлагают специализированные технические решения. В частности, в продуктовом портфеле Cisco есть оборудование и ПО, которое может контролироваться и обслуживаться удаленно сотрудниками операторов связи. Эти решения разделены на группы согласно задачам, для решения которых они предназначены: управляемые проводные и беспроводные сети, управляемые унифицированные коммуникации, управляемые средства безопасности, управляемые data-центры, управляемые приложения и т. д. При этом большинство решений Cisco позволяют создать всю необходимую IT-инфраструктуру для малого и среднего предприятия, а также филиала крупной компании.

Илья Федорушкин, менеджер по развитию бизнеса Cisco, обращает внимание на то, что соглашения об уровне обслуживания (Service Level Agreement, SLA), заключаемые с оператором, как правило, описывают лишь такие параметры, как доступность, потеря пакетов и задержка передачи данных на собственной сети. Но современным компаниям нужно совсем другое: не соблюдение неких технических параметров предоставления каналов связи, а гарантия того, что их бизнес не пострадает в результате каких-либо проблем с телекоммуникационной инфраструктурой. То есть в рамках SLA должны быть четко описаны такие моменты, как скорость реакции на возникшие проблемы со стороны оператора, сроки возобновления сервисов и т. д. Ориентированные на концепцию управляемых услуг технические решения позволяют оператору значительно расширить условия SLA и гарантировать клиентам их соблюдение.


Реальный опыт

Хотя для России управляемые сервисы пока что остаются экзотикой, у некоторых операторов уже есть опыт внедрения этой концепции: например, компании "Гарс Телеком" и Orange Business Services развивают данное направление с 2004 года. "На сегодняшний день более 40% сетей IP-VPN наших клиентов, в том числе таких компаний, как "БАТ Россия", банк "Кольцо Урала" и "Лаборатория Касперского", управляютсянами", — подчеркивает Барт Стаеленс (Bart Staelens), директор по стратегическому маркетингу Orange Business Services в России и СНГ. По его словам, ключевыми требованиями для работы на этом рынке является экспертиза в области решений ведущих производителей телекоммуникационного оборудования, а также наличие развитой технической и организационной инфраструктуры на территории всей страны.

"Рынок проходит этап становления, одни операторы уже готовы, а другие нет, но технологические лидеры, продвигающие концепцию управляемых сервисов и осознающие их привлекательность с экономической, организационной и технологической точки зрения, будут способствовать развитию этого рынка", — полагает Александр Творогов, директор департамента по работе с предприятиями телекоммуникационного сектора компании Открытые Технологии.

В ближайшее время "Гарс Телекому" и Orange Business Services могут составить компанию операторы "большой сотовой тройки". По словам Олега степанова, старшего менеджера по развитию продуктов и услуг для бизнес-рынка "Билайн", у компании "ВымпелКом" есть определенные планы, связанные с развитием управляемых сервисов, но пока что он не готов их озвучить. "Сейчас подобного набора услуг у нас нет, поскольку основной фокус нашей компании направлен на предоставление абонентам услуг мобильной связи, но в ближайшем будущем возможны изменения, связанные с нашими планами по трансформации МТС в универсального оператора", — вторит коллеге Валерий Шоржин, директор по IT компании МТС.


Благоприятная почва

Участники рынка сходятся во мнении, что кризис создал предпосылки для роста спроса на управляемые сервисы. "Сложившаяся экономическая ситуация становится катализатором для широкого распространения этой концепции в России, поскольку в числе ее ключевых преимуществ снижение ТС O, отсутствие капитальных затрат на непрофильное оборудование и содержание штата технических специалистов на местах, а также возможность сфокусироваться на ключевом бизнесе", — убежден Барт стаеленс (Orange Business Services в России и СНГ). По его мнению, серьезных препятствий на пути практической реализации концепции управляемых сервисов нет, есть лишь недоверие к ней, вызванное отсутствием подробной информации о том, что это такое.

"В период экономического спада ценность управляемых услуг резко возрастает, поэтому они и получили широкое распространение во всем мире, за исключением России, в которой преобладает настороженное отношение к IT-аутсорсингу", — убежден Илья Федорушкин (Cisco). По его словам, большинство российских компаний опасаются за сохранность конфиденциальных данных в системах, передаваемых на аутсорсинг. Ну а IT-департаменты, в свою очередь, беспокоятся о собственном будущем: ведь если большинство IT-задач будут переданы сторонней компании, то и необходимость в этих службах отпадет. Однако Илья Федорушкин убежден, что оба опасения надуманны. Первое легко развеять подписанием SLA, а второе и вовсе не имеет оснований: IT-служба понимает бизнес-потребности компании и знает, как правильно организовать работу IT-инфраструктуры, поэтому без нее обойтись никак нельзя, даже когда часть второстепенных IT-задач перекладывается на стороннюю организацию.

Александр Творогов,
директор департамента по работе с предприятиями телекоммуникационного сектора компании Открытые Технологии.

Концепция управляемых сервисов позволяет производителям, операторам и системным интеграторам продвигать самые последние, современные и, соответственно, затратные технологии, а конечным заказчикам такой подход позволяет воспользоваться всеми преимуществами новых технологий, предложить потребителям новые товары и услуги, сократить собственные затраты и повысить предсказуемость IT-составляющей бизнеса.




Предыдущая новость:
Самая "горячая" технология
Следующая новость:
Подводные камни сервисной модели