Цена на услуги аутсорсинга будет снижаться

3 Апреля 2009 CIO
CIO
3 апреля 2009 г.
http://www.cio-world.ru/it-market/management/416038/
Елена Шашенкова

Количество конференций, посвященных вопросам аутсорсинга, уже стало зашкаливать мыслимые пределы. Одна из причин этого – жесткая конкуренция: на рынок продолжают выходить новые сервисные провайдеры, зачастую предлагающие аутсорсинговые услуги по демпинговым ценам, порой ниже себестоимости. Опытные игроки этого рынка естественно, задаются вопросом – как это может быть и что это за фирмы. Но заказчик, конечно, разберется.

А за заказчика сейчас приходится серьезно бороться, ведь снижение бюджетов в компаниях на ИТ-аутсорсинг составляет от 20 до 60%. Такие цифры привел на V Всероссийской конференции "IT-Аутсорсинг 2009" начальник департамента аутсорсинга компании Открытые Технологии Иван Андрианов. Он также рассказал, что по различным экспертным оценкам объем мирового рынка ИТ-услуг удаленного управления ИТ-инфраструктуры и приложений достигает 55 млрд. долл. в год. Во всем мире ИТ-аутсорсинг является самым крупным и быстрорастущим сегментом рынка ИТ-услуг (порядка 42% всех мировых затрат на ИТ-услуги – по прогнозу Gartner на 2008 год). В России картина несколько иная – эксперты подсчитали, что доля ИТ-аутсорсинга составляет не более 10% всего объема ИТ-услуг. И это при том, что именно в 2008 году, по словам г-на Андрианова, в России наблюдался "взрыв спроса на аутсорсинговые услуги". Причем он был столь значителен, что аутсорсеры подчас отказывались даже от довольно выгодных контрактов, считая их стоимость не достаточно высокой.

Конечно, кризис внес коррективы в этот сектор рынка: произошло замораживание амбициозных аутсорсинговых проектов, а оставшиеся крупные контракты переходят в разряд убыточных из-за образовавшейся разницы курсов валют.

Делегаты конференции отметили, что если до осени 2008-го аутсорсеры назначали цену на услугу, не особо объясняя клиенту, почему она именно такова, то теперь диалог ведется открытый. Аутсорсер рассказывает клиенту, из чего складывается себестоимость услуги, каковы его собственные затраты по различным статьям расходов. "Иначе получается бессмысленный разговор ", − отметил Максим Пустовой, руководитель практики аутсорсинга в России компании Accenture.

Игорь Кадощук, вице-президент Московского банка реконструкции и развития рассказал, что по наблюдениям участников рынка, причины передачи на аутсорсинг ИТ-сервисов ранжируются следующим образом: стремление к снижению затрат – 21%, обеспечение трансформации бизнеса и технологий – 14%, доступ к новым знаниям – 13%, повышение капитализации – 12%, повышение управления и процессов – 11%, повышение качества сервиса – 11%, реструктуризация или слияние/поглощение – 8%, изменение законодательства, дерегуляция и приватизация – 5%, ускорение выхода на рынок – 5%.

В России на аутсорсинг передают поддержку всей ИТ-инфраструктуры или ее элементов, поддержку ИТ-решений, бизнес-приложений, управление и поддержку ИТ-проектов. Менее популярна услуга по поддержке пользователей. Дело в том, что в случае аутсорсинга взаимоотношение конечных пользователей и инженеров компании-аутсорсера сильно отличаются от тех, когда техподдержку оказывают свои же сотрудники из соседнего отдела. Необходимость заполнять запрос по определенной форме, непривычный статус "чужих" специалистов и т.д., особенно в первые месяцы перехода на аутсорсинг, усложняет жизнь конечным пользователям. Причем, до такой степени, что это недовольство способно привести к разрыву контракта до срока его окончания. И такие случаи не единичны. Делегаты конференции, представляющие действительных и потенциальных заказчиков, сошлись во мнении, что передавать на аутсорсинг основной бизнес-процесс компании нельзя, так как это влечет слишком большие риски, например, потерю части клиентов (по разным причинам), что негативно отразится на бизнесе.

Игорь Кадощук привел несколько цифр, иллюстрирующих эффективность ИТ-аутсорсинга из материалов Glomark-Governan, правда, опубликованных в июне 2008 года. Итак, переход на услуги аутсорсинга позволяют компаниям провести общее сокращение ИТ-персонала от 12 до 62%, сократить бюджет на разработку приложений от 11 до 21%, уменьшить эксплуатационные расходы на ИТ-инфраструктуру от 16 до 48% и снизить совокупные операционные издержки на ИТ-обеспечение на 21–55%. При этом передача на аутсорсинг непрофильных бизнес-процессов позволяет снизить их себестоимость от 6 до 41%. Правда, доходов компании это может вовсе не увеличить, зато поднять лояльность клиентов от 2 до 23%.

На конференции был представлен один из аутсорсинговых проектов, завершенный 13 марта 2009 года. Исполнитель проекта – Jet Infosystems, заказчик – ЗАО "Майл Ордер Сервис" (торговая марка Quelle). Тип проекта был обозначен, как "полный аутсорсинг обслуживания ИТ-системы". В рамках проекта был произведен перевод эксплуатации ИТ-системы заказчика к аутсорсеру. Эти работы были совмещены с заменой всей существующей инфраструктуры на вновь создаваемую. Дмитрий Фишелев – директор по развитию сервисных услуг Jet Infosystems проинформировал, что одна из особенностей проекта заключается в том, что на аутсорсинг заказчик передал практически все процессы кроме управления и техподдержки рабочих станций.

Относительно стоимости услуг аутсорсинга в России прогнозов никто не делал, однако такой прогноз западного рынка имеется. Gartner считает, что в 2009–2010 гг. цена на аутсорсинговые услуги будет снижаться. В частности, в странах Евросоюза и Северной Америке услуги по аутсорсингу ЦОД могут снизиться на 5−15%, услуги по поддержке ПК, поддержке пользователей подешевеют на 5−10%. Обслуживание сети станет дешевле на 10−15%, услуги хостинга приложений обойдутся клиентам на 10−20% дешевле.




Предыдущая новость:
ИС предприятия: в ожидании новых владельцев
Следующая новость:
Центры обработки данных: актуальные проблемы и подходы