Тенденции развития рынка ИСУП для транспортной отрасли

1 Сентября 2006 CNews
CNews
1 сентября 2006 г.
http://www.cnews.ru/reviews/free/transport2006/int/ot/
Юрий Данилюк, начальник отдела по работе с корпоративными заказчиками, Открытые Технологии.

Об основных тенденциях развития рынка ИСУП для транспортной отрасли, о проблемах выбора ИТ-системы для автоматизации бизнеса транспортников, о новых проектах и планах развития бизнеса в этом сегменте в интервью CNews рассказывает Юрий Данилюк, начальник отдела по работе с корпоративными заказчиками компании Открытые Технологии.

CNews: Как бы вы охарактеризовали ключевые ИТ-потребности отечественных транспортных предприятий в настоящий момент?

    Юрий Данилюк: В настоящее время в России почти половину рынка транспортных перевозок занимают мелкие игроки. В связи с ограниченностью бюджета и небольшим объемом информации, их ИТ-потребности сводятся часто к использованию таких продуктов как «1С: Предприятие» или ERP-систем, функционал которых позволяет выписывать накладные, отслеживать заявки, рассчитывать оптимальные маршруты, высчитывать километры и т.д. Транспортные компании с большим парком машин испытывают потребность в более серьезных специализированных системах, умеющих определять состояние и местоположение груза.

CNews: В чем вы видите специфику работы интегратора на этом вертикальном рынке?

    Юрий Данилюк: Приобретая для автоматизации ERP-систему, транспортные предприятия достаточно часто сталкиваются с ситуацией неоправданных расходов из-за избыточности или, наоборот, недостаточности ее функциональности. Например, финансовый модуль вполне удовлетворяет потребности заказчика, а логистика в морском порту не вписывается в схемы, которые прописаны в ERP — она намного сложнее.

    В свою очередь, системный интегратор должен либо самостоятельно осуществлять специализированную разработку решений, подходящих транспортным компаниям; либо решать задачу адаптации соответствующих западных решений под бизнес российских транспортников.

CNews: Какими критериями руководствуется транспортное предприятие при выборе ИТ-решения, из вашей практики?

    Юрий Данилюк: В первую очередь — это удовлетворенность требованиям, предъявляемым к системе. Система должна учитывать специфику работы предприятия и обладать достаточными функциональными возможностями.

    Поскольку транспортные компании — это в большинстве случаев небогатые компании, то вторым по значимости критерием выбора ИТ-решения является его стоимость. Имея желание автоматизировать бизнес, предприятия стремятся истратить на это как можно меньшие средства.

CNews: Насколько заметно тяготение транспортного сектора к заказным разработкам? Становятся ли они, по успешному завершению проектов, тиражируемыми — как это происходило ранее в банковском секторе?

    Юрий Данилюк: В последнее время в транспортном секторе действительно заметно тяготение к заказным разработкам. Но заказчиками таких разработок, как правило, становятся «богатые» предприятия, поскольку любая заказная разработка обходится намного дороже, чем внедрение готового продукта. Разница заметна на каждом этапе проекта — начиная со сбора функциональных требований, разработки технического задания и заканчивая запуском системы в промышленную эксплуатацию.

    Однако такие заказные разработки впоследствии не становятся тиражируемыми. Если банки в целом ведут свой бизнес похожим образом, да к тому же еще придерживаются общих требований ЦБ к отчетности, то у компаний, работающих в транспортном секторе, наблюдаются более существенные различия.

    Следовательно, специализированные информационные системы, разрабатываемые для банка, можно внедрять в любых других компаниях, несущественно дорабатывая их с учетом возникающих требований. Что же касается компаний, работающих в транспортном секторе, то здесь создать какое-то общее решение очень затруднительно. На моем опыте такой пример встречался только один раз — это была система SolvoWMS, которая тиражировалась на контейнерных терминалах. Обычно приходится каждый раз разрабатывать систему заново, учитывая всю специфику работы предприятий.

CNews: Насколько российский транспорт отстает в своей информатизации от западных предприятий? Какие продукты и услуги в сфере ИТ наиболее востребованы сегодня в отрасли?

    Юрий Данилюк: На сегодняшний день отставание российских транспортных компаний от западных предприятий по информатизации довольно существенно. Скорее всего, это связано с тем, что в России еще не так сильно развит этот вид бизнеса и не слишком велико число крупных компаний, занимающихся грузовыми и пассажирскими перевозками. Не все из них осознали необходимость в автоматизации своей деятельности, а главное — не все имеют возможность потратить значительную сумму денег на внедрение таких систем.

    Тем не менее, следует заметить, что в последние два года у транспортников заметно вырос спрос на услуги по созданию ИТ-инфраструктуры предприятий, а также на продукты, обеспечивающие документооборот и управление финансами, обслуживание грузов и отслеживание их состояния.

CNews: Какие наиболее значимые ИТ-проекты для транспортных предприятий были реализованы вами за последнее время?

    Юрий Данилюк: Можно выделить нашу работу с авиакомпанией "Атлант-Союз". За последнее время вместе с этим заказчиком мы реализовали ряд проектов, в том числе — по созданию инфраструктуры компании, управленческому консалтингу и т.д. Например — построили территориально-распределенную комплексную систему видеоконференцсвязи, тем самым оптимизировав процессы управления и взаимодействия сотрудников различных служб в удаленных офисах.

CNews: Каковы ваши планы по дальнейшему развитию бизнеса в этом секторе?

    Юрий Данилюк: В наших планах — разработка собственного решения для компаний транспортного сектора. В частности, мы думаем о создании Wi-Fiсети на территории портовых терминалов.

    Кроме того, совместно с ИТМиВТ им. Лебедева нами разработано решение по сенсорным сетям, позволяющее отказаться от проводных сетей в системах сбора телеметрических данных, диагностики оборудования и обмена информацией на транспорте. Каждый узел сенсорной сети может содержать различные датчики для контроля состояния перевозимого груза и внешней среды, микрокомпьютер и радио-приемопередатчик, что позволяет проводить измерения, самостоятельно осуществлять обработку данных, поддерживать связь с другими устройствами и внешней информационной системой.

    Применение данной технологии может обеспечить создание автономной, самонастраивающейся и самовосстанавливающейся сенсорной сети сопровождения перевозимых грузов. Технология позволит контролировать состояние груза в реальном масштабе времени — как во время движения, так и в местах стоянок. Она повысит безопасность грузовых перевозок и уменьшит потери от несанкционированных действий и халатности персонала на транспорте.

CNews: Спасибо.




Предыдущая новость:
Рисковая методология для непрерывности работы ИТ-систем
Следующая новость:
Бизнес системного интегратора – "игра на опережение"