Рынок ИТ-услуг глазами IDC и сервис-провайдеров
14 сентября 2011 CNewsPC WEEK
14.09.2011
Компания IDC опубликовала отчет “Competitive Profiles and Analysis of Leading IT Services Players in Russia, 2011”, который является второй частью ежегодного исследования российского рынка ИТ-услуг и содержит анализ рынка по основным поставщикам за 2010 г.
В документе собраны данные по 97 компаниям. Ведущее положение на российском рынке ИТ-услуг, как и год назад , занимают компании IBS, КРОК, “Техносерв”, ЛАНИТ и EPAM Systems, на долю которых пришлось около 25% рынка, что несколько меньше, чем в 2009-м (26%).
Наибольшим спросом ИТ-услуги пользовались среди организаций финансового сектора, где ведущим поставщиком является компания КРОК. В государственном, телекоммуникационном и энергетическом секторах лидерами стали компании ОТР, “Техносерв” и “Оптима” соответственно.
Как и в 2009-м, НР оказалась единственной иностранной компанией в списке десяти ведущих поставщиков ИТ-услуг. Несмотря на то что российские игроки сохраняют лидирующие позиции, по размеру они пока несопоставимы с иностранными фирмами. Как считает IDC, до сих пор зарубежные поставщики ИТ-услуг не предпринимали активных попыток занять лидирующие позиции в России, но по мере развития новых форм предоставления сервиса ситуация может поменяться.
Пока же изменилась структура рынка ИТ-услуг. По данным IDC, системная интеграция по сравнению с прошлым годом увеличила свою долю с 20,4 до 29,4% и осталась самым крупным сегментом. По темпу роста лидирует сегмент заказной разработки ПО, который вырос с 11,5 до 27,1%, что позволило ему перейти с третьего места на второе. На третьей позиции теперь сегмент установки и поддержки оборудования и ПО (19,1%), на четвертой — аутсорсинг (14,0%), на пятой — консалтинг по информационным системам (7,3%) и на шестом — ИТ-обучение (3,1%).
IDC отмечает, что в целом доля ИТ-услуг на российском ИТ-рынке постепенно растёт, хотя пока не превышает пятой части общего объёма рынка. В дальнейшем, по мере взросления рынка, она будет увеличиваться. Именно так происходит на других мировых рынках, где доля услуг может достигать 40% от общего объёма.
В прошлом году произошли и другие изменения. Главное из них, по словам генерального директора компании IBS Сергея Мацоцкого, заключается в том, что ИТ-рынок из рынка поставщика в одночасье превратился в рынок заказчика. Клиенты получили возможность диктовать свои условия и этим воспользовались. Требовательность к поставщикам со стороны заказчиков серьезно выросла, они стали более внимательно относиться к отдаче, получаемой на каждый потраченный рубль, увеличилось количество конкурсов, позволяющих заказчикам получать более выгодные ценовые условия, многократно возросли требования с точки зрения качества проектов.
По оценкам IBS, средняя цена контракта в период кризиса снизилась в полтора раза. Это мнение разделяет коммерческий директор компании “Открытые технологии” Григорий Шевченко: “Пока все мы работаем в условиях пониженной маржинальности”.
Сергей Мацоцкий отметил еще одну тенденцию — возникновение фрилансерского рынка: “Данное своеобразное явление весьма деструктивно влияет на уже сложившиеся взаимоотношения на рынке. Но вряд ли это долгосрочный тренд. Аналогичная ситуация была в Америке в 90-е годы, и, как мы видим, ни во что системное она не вылилась, всё вернулось на круги своя”.
Перемены коснулись и масштабов проектов. “Руководство крупных компаний-заказчиков все еще довольно настороженно относится к новым, серьезным ИТ-проектам, требующим больших вложений. На наш взгляд, такая тенденция сохранится до конца текущего года”, — считает Григорий Шевченко.
Рассматривая характер спроса на ИТ-услуги, игроки также отметили ряд перемен. “Наиболее интересная динамика была в сегменте ИТ-инфраструктуры, что можно связать с двумя факторами: эффектом отложенного спроса и сменой технологической парадигмы”, — сказал Сергей Мацоцкий и объяснил, что первый фактор касается морального устаревания оборудования, закупленного до кризиса. Но гораздо более интересным он считает второй фактор, который повлиял на рынок в прошлом году и еще сильнее повлияет в ближайшем будущем: “Я говорю про новые мобильные средства доступа к информации и про облачные технологии. Переход на новые рельсы — это огромное поле для работы поставщиков и консультантов. В ближайшие год-два это очень сильно поменяет ландшафт и российского, и мирового рынка, значительно изменит распределение рынков между производителями аппаратного и программного обеспечения, реселлерами, дистрибьюторами, консультантами, внедренцами и т. д. Мне кажется, больше всего пострадают те, кто связан с дистрибуцией и перепродажей оборудования, так как этот рынок во многом перейдет под прямой контроль производителей”.
Но это — вопрос будущего, а из тенденций прошлого года Сергей Корнеев, управляющий директор компании “Техносерв”, отметил, что наибольший рост был в отраслях телекоммуникации, финансов и ритейла, то есть в наиболее конкурентных сферах деятельности, где ИТ-инфрастуктура является основой для оперативной работы.
С ним согласен Григорий Шевченко: “В наименьшей степени от кризиса пострадали те услуги, которые направлены на поддержание критически важных для бизнеса ИТ-систем. Так, например, на техподдержку кризис не оказал существенного влияния. Договоры на эти виды услуг не замораживались, и в 2010 г. мы оказали услуги по всем ранее заключенным договорам. Таким образом, объем продаж услуг техподдержки фактически остался на докризисном уровне”.
Кроме того, Сергей Корнеев отметил востребованность проектов, связанных с хранением и переработкой стремительно растущих объемов данных, с построением частных облаков и внедрением виртуализации, а также со строительством резервной инфраструктуры и выводом ИТ-функций на аутсорсинг.
А Григорий Шевченко добавил, что в прошлом году наибольшим спросом традиционно пользовались услуги поставки ИТ-оборудования, а сильнее всего снизились затраты на услуги в области долгосрочных проектов, разработки заказного ПО и комплексного стратегического аутсорсинга.
Сергей Мацоцкий указал на стабильные результаты в области бизнес-приложений и выделил ряд изменений в этой сфере: “В последние годы явно наметился отход от такой однозначной трактовки, будто бы автоматизация предприятия — это ERP. Возникли новые “точки интереса”, например, в связи с CRM, SCM и другими специализированными приложениями. Здесь проявляется та же тенденция, что и на Западе, только с большим опозданием. Мы видим также огромный спрос на все, что связано с системами управления человеческими ресурсами, — это ситуация последних двух-трех лет, и скорее всего высокий спрос тут сохранится”.
В области ИТ-аутсорсинга кризис способствовал увеличению количества предложений на рынке. Однако Григорий Шевченко отметил, что дальнейшему развитию этого направления заметно мешает отсутствие единого стандарта уровня оказания услуг.
ИТ-консалтинг традиционно пользовался низким спросом, так как в 2010-м структуру расходов на рынке ИТ-услуг определяла политика оптимизации существующей инфраструктуры.
Из других изменений рынка ИТ-услуг поставщики отметили усиление соперничества. По словам Григория Шевченко, конкуренция значительно возросла, а спрос не увеличился и по-прежнему остается ниже уровня предложения.
Но угрозы со стороны западных “китов” игроки пока не чувствуют. “Хотя ИТ-гиганты, такие как IBM и HP, имеют в России свои подразделения по ИТ-услугам, активная конкуренция с их стороны не ощущается, так как их предложения находятся вне рынка: слишком уж высоки расценки, — объяснил Григорий Шевченко. — Иностранные компании не слишком заинтересованы в выходе на российский рынок ИТ-услуг, поскольку не видят тут для себя перспективы”.
С ним согласен Сергей Корнеев: “Сегодня зарубежные ИТ-компании выступают в России как производители оборудования или программных платформ, внедрением и кастомизацией которых занимаются их партнеры — российские интеграторы. Такая схема работы удобна и тем и другим и обоснована местной спецификой, а также географическим охватом России. Ведь для самостоятельной реализации крупных федеральных проектов зарубежным участникам будет необходим как минимум штат высококвалифицированных специалистов, работающих во всех регионах страны”.
Но такое положение вряд ли будет длиться вечно, и интеграторы это понимают. “Когда западные игроки заинтересуются российским рынком, конечно же они на него выйдут и составят серьезную конкуренцию отечественным компаниям. Так что борьба за рынок услуг с западными китами еще впереди”, — считает Григорий Шевченко.
Что касается перспектив, то по результатам 2011-го IDC ожидает рост рынка ИТ-услуг на 24%. Таким образом, его объём, по прогнозу, достигнет 5,8 млрд. долл.
По мнению Сергея Мацоцкого, драйверами роста будут как отложенный спрос, возникший в период 2008—2009 гг., так и серьёзные изменения ИТ-ландшафта, связанные прежде всего с развитием облачных технологий, распространением мобильных приложений, внедрением новых высокопроизводительных технологий обработки больших массивов информации. Именно здесь ожидаются колоссальные изменения, способные очень сильно повлиять на ту картину, какую будет представлять собой рынок ИТ-услуг в ближайшие годы.
Это мнение разделяет Александр Прохоров, ведущий аналитик IDC по рынку ИТ-услуг: “Всё больше заказчиков ищут оптимальные и надёжные решения в области аутсорсинга с использованием коммерческих центров обработки данных, всё больше клиентов хотят применять современные решения на базе облачных технологий. В дальнейшем будет расти число клиентов, которые станут выбирать иностранных поставщиков, располагающих большими возможностями в сфере оказания таких услуг на основе крупных и, следовательно, экономичных зарубежных ЦОДов”.
Рост спроса на аренду аутсорсинговых ЦОДов и появление первых облачных проектов отметил и Борис Бобровников, генеральный директор компании КРОК, который считает, что именно эти направления в ближайшей перспективе будут определять развитие рынка.
http://www.pcweek.ru/its/article/detail.php?ID=133664
Предыдущая новость:
«Калин фонд»: не нужно спасать весь мир, помоги одному человеку
Следующая новость:
«Открытые Технологии» переехали в новый офис