Предбиллинг как требование рынка

20 марта 2004 ИнформКурьер-Связь
ИнформКурьер-Связь
#3, март 2004г.
Инна Миронова

Резкое увеличение объемов поступающей информации, наблюдаемое в последние годы, расширение набора услуг, предоставляемых биллинговыми системами, обусловили появление систем, которые взяли на себя предварительную обработку информации: сбор и фильтрацию данных, их консолидацию, корреляцию и т.д. Внедрение таких систем, именуемых предбиллинговыми, открывает перед операторами новые возможности расширения бизнеса и роста прибыли, сокращения затрат и повышения лояльности клиентов.


Предпосылки создания предбиллинга

Еще 10 лет назад большинство автоматизированных систем расчетов (АСР), или биллинговых систем, имели единую "монолитную" архитектуру и производили весь цикл расчетов — от учетной записи предоставленной клиенту услуги до формирования счетов клиента и отслеживания прохождения по ним денег. При этом у каждого оператора была своя, уникальная и практически не тиражируемая, система биллинга, специально разработанная для имевшейся у него конфигурации аппаратных средств (как правило, от одного производителя), и группа программистов, которые по мере необходимости разрабатывали новые циклы для этой системы и исправляли ее ошибки. На тот момент структура, при которой первичную обработку данных с оконечных устройств выполняла сама биллинговая система, устраивала операторов: набор услуг не отличался разнообразием и крайне редко расширялся, а оборудование, как правило, было однотипным.

Однако с тех пор в мире связи произошли радикальные изменения, причем не только в области технологий, но и в сфере бизнеса операторов. Появились новые сервисы, такие как передача данных, IP-телефония, беспроводной доступ и др., и стало очевидно, что "монолитная" архитектура биллинговых систем в нынешних условиях уже не эффективна. Необходимость обработки данных по новым услугам, предоставления заказчикам пакетов услуг, куда входят различные сервисы и тарифные планы, требует значительной переработки существующих АСР.

Осложняет ситуацию и географическая экспансия крупных операторов. В результате слияний и поглощений ими более мелких региональных компаний резко возрастают объем учетных данных об услугах и, соответственно, нагрузка на биллинговую систему. Парк оборудования такого оператора, естественно, расширяется и становится все более разнородным.

Теперь биллинговая система должна приводить к единому формату данные, снимаемые с коммутационного оборудования разных производителей, в том числе и с устаревшего. Дополнительной проблемой в нашей стране становится передача учетных данных в центр: из-за низкого качества каналов при передаче на большие расстояния велик риск потери информации об услугах или значительных задержек из-за повторных попыток, которые отрицательно сказываются на производительности биллинговой системы. К тому же поступающие от оконечного оборудования необработанные данные xDR (CDR и т.д.) могут содержать служебную информацию, не нужную для биллинга и только загружающую каналы связи.


Построение платформ

Основное назначение систем предбиллинга — преобразование (накопление, фильтрация, изменение, корреляция и т.д.) первичных данных об использовании сети в информацию, которая может быть интерпретирована биллинговой системой и другими бизнес-системами оператора (аналитикой, CRM, системой защиты от мошенничества). Сетевая инфраструктура оператора (см. схему) может состоять из разных подсистем, поэтому для биллинга (а также для обслуживания абонентов, планирования емкости, борьбы с мошенничеством и др.) необходимо обеспечить сбор информации об использовании сетевых ресурсов каждой подсистемы и определить правила ее корреляции.



Принципы работы

В число основных функций предбиллинга входят:

  • Сбор данных с оконечного оборудования о начале и конце сеанса работы абонента, использовании им ресурсов, получение отчетов о работе сетевых элементов и т.п.

  • Фильтрация входных данных — проверка целостности полученных файлов с записями о сеансах, отсутствия неполных или не соответствующих входному формату записей, а также дублирующих записей. После фильтрации дефектные и повторяющиеся записи исправляются или отбрасываются. Как дополнительные функции реализуются преобразование данных во внутренний формат предбиллинговой системы, проверка последовательности полей в записях и соответствия их значений предельному диапазону.

  • Консолидация и корреляция данных — комбинирование записей, выборка по базе данных, применение правил бизнес-логики и корреляции данных, генерирование новых записей на основе "отфильтрованных" записей от первичного оборудования.

  • Представление данных — записи из внутрисистемного формата преобразуются в выходной формат, используемый бизнес-системами, и сохраняются в базе данных. При этом данные могут представляться в виде отчетов определенной структуры.

  • Доставка данных в бизнес-системы с помощью основных протоколов и форматов (FTP, ASCII, HTML, JDBC).

Использование предбиллинга позволяет оператору не только существенно улучшить работу биллинговых систем за счет снижения нагрузки на них и введения новых сценариев выставления счетов, но и повысить эффективность маркетинга. Располагая детальными и достоверными данными об обслуживании абонентов, можно лучше понять их запросы и в итоге разработать успешную рыночную стратегию. Кроме того, анализ данных, собранных предбиллинговой системой, помогает рационально использовать сетевые ресурсы: на основе его результатов оператор может ликвидировать либо перестроить экономически неэффективные сервисы и выявить узкие места в своей сети. Наконец, такой анализ помогает вести борьбу с мошенничеством — быстро выявлять подозрительную активность или необычный сценарий поведения абонента и в реальном времени предотвратить либо заблокировать не оплаченное им использование ресурсов.

Среди известных в России систем предбиллинга можно упомянуть Fastcom Mediation, Tizona-M, HP IUM и Inter-mediatE. Одна из самых удачных реализаций — система Internet Usage Manager (IUM), входящая в семейство программных продуктов OpenView компании Hewlett-Packard. К сегодняшнему дню предбиллинг на базе IUM построили уже несколько десятков операторов по всему миру.

Главные преимущества системы HP IUM — ее открытость и распределенная архитектура. Она способна считывать данные практически со всех продуктов, выпускаемых основными производителями коммутационного оборудования. Кроме того, по условиям соглашения с HP эти производители предоставляют разработчикам IUM необходимые интерфейсы для реализации поддержки нового оборудования, а для устаревшей аппаратуры интерфейсы программируются на Java с помощью инструментария разработчика. Модули агрегирования IUM, которые можно размещать рядом с обслуживаемым оборудованием, не только выполняют сбор данных, но и приводят их к единому формату NME (Normalized Metered Events), осуществляют корреляцию и запись в хранилище DDS (Distributed Data Storage). Подготовленные данные передаются по каналам связи в часы наименьшей загрузки линий, причем за счет преобразования из формата CDR в NME и отбрасывания служебной информации объем передаваемых данных значительно уменьшается. После корреляции данные преобразуются в формат, удобный для биллинга или другой бизнес-системы. При необходимости правила форматирования могут быть расширены с помощью открытого API. Благодаря распределенной архитектуре система HP IUM обладает высокой отказоустойчивостью и практически неограниченной масштабируемостью — при появлении у оператора нового оборудования в нее нужно добавить всего один модуль, а в биллинговую систему вносить изменения вообще не требуется. В то же время IUM реализует централизованное управление из единой точки всей системы предбиллинга. Все модули IUM взаимодействуют между собой с помощью технологии CORBA.

Применение IUM значительно упрощает биллинг для конвергированных сервисов, предоставляет данные о поведении отдельных клиентов, на основе анализа которых можно затем разработать новые маркетинговые программы, оптимизировать использование сетевых ресурсов и провести антифродовые мероприятия, реализовать сбор данных с различного оконечного оборудования, в том числе и устаревшего.


Опыт внедрения

Оборудование IUM было представлено HP на выставке "Связь-Экспокомм-2002". К настоящему времени проекты по внедрению выполняются в нескольких крупных российских телекоммуникационных компаниях. В декабре 2003 г. компания "Открытые Технологии" завершила пилотную фазу проекта, в рамках которой заказчику были продемонстрированы функциональные возможности IUM по отображению и представлению обработанной информации для системы биллинга, средства мониторинга и администрирования платформы. Стоит заметить, что среди имеющегося у заказчика коммутационного оборудования присутствовали АТС МТ-20 и SI2000, для которых средствами HP IUM были написаны коллекторы.




Предыдущая новость:
Сопровождение "тяжелых" систем: подходы и особенности.
Следующая новость:
Открытые Технологии во Владивостоке