Олег Заячковский о ключевых тенденциях на рынке ИТ-услуг

6 Декабря 2007 CNews
CNews
http://www.cnews.ru/reviews/free/itservice2007/int/ot/

О ключевых тенденциях на рынке ИТ-услуг, о распространении комплексного подхода к реализации ИТ-проектов в интервью CNews рассказал Олег Заячковский, директор дирекции консалтинга компании Открытые Технологии.


CNews: Какие тенденции в последние годы определяли развитие рынка ИТ-консалтинга — мирового и российского? Чем они были обусловлены?

    Олег Заячковский: Все большее число предприятий переходит к современным, передовым методам управления, которые невозможны без использования информационных технологий. Все больше клиентов хотят минимизировать свои риски и оптимизировать затраты, понять, куда им двигаться и что их ожидает в перспективе. Поэтому развитие рынка ИТ-консалтинга в 2006-2007 годах, происходившее на фоне общего роста количества обращений за профессиональными услугами, шло, главным образом, по пути «от бизнеса к технологиям» — в первую очередь, были востребованы услуги, направленные на поддержание основной бизнес-функции предприятия и управленческих задач.

    Что касается собственно России, то развитие рынка ИТ-консалтинга здесь было обусловлено общим развитием экономики, укреплением финансового положения предприятий, а также приходящим к руководителям пониманием, что автоматизация плохо налаженного бизнеса может только усилить уже имеющиеся управленческие проблемы. Кроме того, можно говорить и о том, что спрос на ИТ-консалтинг вырос благодаря переходу от "лоскутной автоматизации" и проектов внедрения отдельных информационных систем к комплексным проектам создания корпоративных информационных систем (КИС) на базе интеграционного программного обеспечения и сервис ориентированной архитектуры. Увеличилось и число средних и малых предприятий, создающих или существенно модернизирующих свои информационные системы (не случайно и SAP, и Oracle создали специализированные структуры для работы с СМБ-сектором). Определенную роль сыграл и рост доли стран СНГ в оборотах крупнейших поставщиков ИТ-решений, и, соответственно, пристальное внимание ведущих производителей программного и аппаратного обеспечения к российскому рынку.

CNews: Как изменились за последние годы ключевые требования российских заказчиков к компаниям, работающим на рынке ИТ-услуг? Можно ли говорить о том, что такие факторы, как размер и длительность присутствия ИТ-партнера на рынке, становятся при выборе ключевыми?

    Олег Заячковский: Размер компании и длительность присутствия ее на рынке являются, несомненно, важными, но не всегда ключевыми факторами при выборе исполнителя работ. Для заказчика сейчас наиболее важны опыт и компетенция команды специалистов, которая будет работать над конкретным проектом. Поэтому даже если компания небольшая и молодая, но при этом сумевшая собрать у себя специалистов, имеющих положительный опыт работы с конкретной услугой, то она имеет большие шансы на успех.

    С другой стороны, заказчик все чаще ищет исполнителя, который может предоставить не отдельную услугу в области ИТ, а целый комплекс услуг — выполнить проект "от и до". В этом случае, безусловно, критерии стабильности компании-исполнителя и наличия достаточного количества ресурсов выходят на первый план.

CNews: Наблюдаете ли вы переход ИТ-компаний от предоставления отдельных специализированных услуг к "комплексу ИТ-сервисов"? Если да, то насколько массовым это переход вам представляется?

    Олег Заячковский: Да, вполне уместно говорить о переходе ИТ-компаний к предоставлению широкого спектра ИТ-сервисов. Ряд компаний — системных интеграторов, традиционно занимающихся в основном аппаратным обеспечением, сегодня активно развивают новые практики, связанные с внедрением бизнес-приложений и управленческим консалтингом. Тем не менее, такой переход нельзя назвать массовым. На рынке остается немало компаний, продолжающих весьма успешно работать в достаточно узких областях ИТ, например, в сферах разработки заказного ПО, информационной безопасности и т.д.

CNews: Насколько велика готовность заказчиков к переходу от «локальных» проектов к «комплексным», реализуемым одной компанией-интегратором? Нет ли опасения, что таким образом заказчик попадает в излишнюю зависимость от своего ИТ-подрядчика?

    Олег Заячковский: Полагаю, что крупные заказчики готовы к такому переходу. Более того, уже сейчас многие из них ведут комплексные проекты по развитию своих информационных систем с одной компанией-интегратором. Безусловно, это удобно и позволяет заказчику в большей степени сосредоточиться на своей основной деятельности. Что же касается рисков попадания «в зависимость» от генерального подрядчика, то их можно минимизировать: во-первых, многие крупные заказчики создают «свои» ИТ-компании, которым и передают функции генподрядчика; во-вторых, степень зависимости может регулироваться договорными отношениями, которые могут предусматривать, например, независимый аудит хода проектов по развитию информационной системы.

CNews: Какие ключевые проблемы наблюдаются при реализации у заказчика комплексных проектов, включающих как создание технической инфраструктуры, так и внедрение бизнес-приложений?

    Олег Заячковский: Одной из ключевых проблем при реализации комплексных проектов является недостаточная координация выполняемых работ. Решением может стать создание проектного офиса — структуры, обеспечивающей управление и координацию работ по проектам. Сегодня многие компании — системные интеграторы предоставляют услуги не только по созданию, но и по поддержке деятельности проектного офиса. Мы — не исключение.

    Вторая проблема — нехватка у заказчика квалифицированных кадровых ресурсов. Она является, как правило, типичной для крупных, комплексных программ и проектов. Ясно, что эта проблема не имеет простого решения — если бы заказчик мог, он бы привлек соответствующих специалистов в свою компанию. Тем не менее, частично решить ее можно за счет выбора в качестве исполнителя по таким проектам организации, которая может оказывать услуги как по созданию ИТ-инфраструктуры, так и по внедрению бизнес-приложений. В этом случае существенная часть работ по координации, подготовке сложных решений может быть передана "внутрь" исполнителя.

CNews: Какие ИТ-услуги в 2008 годах ваша компания намерена развивать наиболее активно? Какими внутренними и внешними причинами это обусловлено?

    Олег Заячковский: Наша стратегическая цель — оставаться ведущим российским системным интегратором. Одной из важнейших задач при этом для нас является обеспечение комплексного подхода к сопровождению деятельности заказчика. Именно поэтому компания Открытые Технологии последовательно расширяет спектр предоставляемых ею услуг как в области ИТ-консалтинга, так и в других областях. В наших планах на ближайшую перспективу — развитие услуг по внедрению бизнес-приложений; разработке отраслевых решений (в частности, для топливно-энергетического комплекса, телекоммуникационных и энергетических компаний); обеспечению информационной безопасности и оказанию сервисных услуг (наладке, установке и обслуживанию оборудования, а также устранению неисправностей и восстановлению работоспособности систем различных уровней). Особый упор мы делаем на наличие практического опыта работы наших сотрудников в сложных масштабных программах и проектах, показывая, что наша компания имеет соответствующие ресурсы и умеет управлять большими проектами.




Предыдущая новость:
Автоматизация управления персоналом в металлургии
Следующая новость:
Один из лучших ЦОДов в энергетике