Надо научиться работать в новых экономических реалиях
6 мая 2009 CIOCIO
№5, май 2009
Инга Элбакидзе
Компания Открытые Технологии была создана 15 лет назад. Тогда ее основатель Сергей Владимирович Калин сделал ставку на профессионализм сотрудников — и не прогадал.
О важных вехах в развитии компании, ее сегодняшнем дне и стратегии развития пойдет разговор с Григорием Шевченко, первым заместителем генерального директора по коммерции Открытых Технологий.
В этом году Открытые технологии отмечают свой юбилей. Что удалось достичь за эти годы?
В середине 90-х годов, когда создавалась наша компания, рынок только формировался, бизнес-условия того времени имели мало общего с сегодняшними. Тем не менее именно в те годы получили развитие инновационные бизнес-модели, в частности те, что касались информационных технологий. Само определение "системная интеграция" на тот момент едва получило право на жизнь.
Мы были одними из первых, кто начал осваивать этот сегмент ИТ-рынка. Важным стратегическим шагом для нас стало принятие в 1994 году решения о партнерстве с компанией Sun Microsystems. Постепенно наш бизнес набирал обороты, происходила его внутренняя трансформация, поскольку значительно менялись и технологии, и методика ведения работ, и количество направлений, в которых предполагалось развитие.
Вместе с тем на российском рынке появлялись новые вендоры, становилось ясно, что работа лишь с одним партнером перестает быть достаточной для дальнейшего развития компании. И тогда мы заключили соглашения с рядом других вендоров — Hewlett-Packard, IBM, Fujitsu-Siemens, Cisco. Принятая мультивендорная модель бизнеса Открытых Технологий вскоре доказала свою эффективность. Такое сотрудничество позволило нам создавать оптимальные решения для различных вертикальных рынков, отвечающие самым высоким требованиям надежности, гибкости и эффективности применения. В настоящий момент у нас подписаны бизнес-соглашения более чем с пятнадцатью иностранными поставщиками — мировыми ИТ-лидерами.
Начиная с довольно скромных проектов по созданию вычислительных центров, мы расширяли круг предлагаемых нами решений: СХД, корпоративные сети, бизнес-приложения, системы информационной безопасности, промышленной автоматизации и др.
Кроме того, мы развивали услуги, связанные с сервисом и аутсорсингом. И хотя рынок аутсорсинга в России еще не так хорошо развит, как на Западе, тем не менее количество аутсорсинговых проектов у нас сегодня намного выше, чем было еще пару лет назад. Думаю, что кризис подстегнет заказчика к тому, чтобы снижать свои расходы на содержание собственных служб поддержки и переносить их на плечи внешних компаний.
За годы работы мы создали сеть региональных представительств, появление большинства которых было обусловлено распределенными проектами, ведущимися компанией. Сегодня у нас 16 точек присутствия на местах. Три из них находятся в странах СНГ — Белоруссии, Узбекистане и Казахстане, одна — в дальнем зарубежье — Швейцарии, остальные — в России. Наличие подразделений во всех федеральных округах помогает на м упростить и ускорить процессы взаимодействия с региональными заказчиками.
В конце 2006 года мы провели ребрендинг. Просуществовавшие 12 лет логотип и стиль были заменены на новые. Разрабатывая новый образ, мы постарались отразить в нем все те внутренние изменения, которые произошли в компании за это время, а также новый вектор дальнейшего развития. Новый бренд, на наш взгляд, отражает присущие нам профессионализм, инновационность и альтернативность: особенный подход к работе, умение нетривиально мыслить и предлагать оригинальные решения. А также неповторимый дружеский, открытый стиль общения сзаказчиками.
В целом, все изменения в компании за прошедшие годы, по нашему мнению, явились следствием внешних рыночных тенденций и процессов.
Как компания встретила кризис? Произошли ли в связи с этим внутренние изменения? С чем было связано назначение нового генерального директора?
Компании различных секторов экономики ощутили на себе кризисные явления по-разному и в разное время. Сегодня некоторые менеджеры ИТ-рынка утверждают, что предвидели кризис еще в начале прошлого года. Но я считаю, что эти утверждения — «от лукавого», ведь даже солидные аналитические фирмы, специализирующиеся на прогнозах по активностям на фондовых рынках, ошиблись, например, в предположениях относительно ожидаемых цен на нефть...
Мы же, сами того не предполагая, заранее предприняли ряд антикризисных мер. Так, к маю 2008 года у нас завершилось два процесса реструктуризации. Эти меры были вызваны переориентированием ряда бизнес-процессов компании, повлекших изменение и состава заказчиков, и самой линейки заказов. Была пересмотрена и упразднена деятельность части подразделений и технических направлений, чья работа перестала приносить прибыль. Данные корректировки позволили компании выйти на сбалансированный режим.
Таким образом, когда кризис "постучался в двери" и руководство практически всех ведущих компаний объявило о тотальной оптимизации, Открытые Технологии этот трудоемкий процесс уже прошли. Мы вошли в кризис подготовленными. И смогли двигаться вперед вместе с заказчиками, развивать проекты и получать прибыль даже в достаточно тяжелый начальный период, когда некоторым компаниям пришлось пойти на крайние меры по замораживанию бюджетов и бизнес-процессов.
Конечно, результаты нашей работы в IV квартале 2008 года оказались немного ниже, чем мы рассчитывали. Но такая «просадка» не носила критического характера. Да, некоторые проекты не были реализованы, некоторые отодвинулись на 2009 год. Однако, когда мы подводили итоги работы за I квартал этого года, оказалось, что его показатели намного лучше по сравнению с аналогичным периодом трех предыдущих лет.
Но мы не останавливаемся на достигнутом. Сегодня у нас значительный пул заказчиков, диверсифицированных по разным отраслям экономики, с которыми мы работаем из года в год. И большой опыт работы в условиях необходимости проведения внутренних перемен, если они, под давлением внешних факторов, еще понадобятся.
Что же касается произошедших изменений в высшем руководящем звене, то Олег Гизатуллин, ранее занимавший должность генерального директора, получил переназначение на пост первого вице-президента и сосредоточился на работе с вертикальными рынками, развитии отношений с крупнейшими заказчиками и правительственными организациями. На его место пришел Николай Рыжов — профессионал, который в прежние годы уже работал в компании. Он очень опытный управленец, к тому же хорошо знаком с командой и принципами нашей работы. Николай возьмет на себя операционное управление компанией. Считаю, что такое разделение полномочий — своевременный шаг. И выбранный нами подход к управлению лишь поспособствует укреплению позиций компании на рынке.
Изменились ли в связи с кризисом требования заказчиков к уже реализуемым и новым проектам? Каким проектам сегодня отдается предпочтение?
Конечно, соответственная корректировка на ИТ-рынке произошла, многое изменилось в стратегии развития компаний. Сейчас, например, мало кто рассматривает запуск амбициозных, долгосрочных и затратных проектов. Сокращаются бюджеты и на развитие ИТ-служб — в среднем в 2-5 раз. Однако, несмотря ни на что, существующие ИТ-структуры должны работать и развиваться — их сервисную поддержку никто не отменял.
Экономия бюджета заставляет вспоминать о решениях, придуманных уже давно, но в силу ряда причин так и не реализованных. Например, еще лет десять назад была популярна идея развития видео-конференц-связи. Сейчас о ней опять вспомнили, и в ряде территориально-распределенных компаний ВКС уже начали внедрять. Действительно, для крупных, имеющих обширную филиальную сеть структур наличие ВКС просто обязательно. Нет необходимости расходовать средства на многочисленные командировки сотрудников. Более того, мы и у себя в компании два года назад построили сеть ВКС. И теперь каждый понедельник проводим планерку с нашими филиалами в режиме онлайн. Скажу честно, экономия очень существенная.
Есть у заказчиков интерес и к проектам, связанным с оптимизацией расходов на аренду каналов связи. Если раньше новые мощности приобретались дополнительно, то теперь люди думают, как использовать уже существующие.
Кроме того, мы ведем переговоры на тему применения технологий консолидации и виртуализации, которые позволяют более эффективно использовать существующую серверную архитектуру. Не секрет, что любая более или менее крупная компания имеет около сотни серверов, и на каждом сервере работает свое приложение. А как загружена инфраструктура в целом — отследить трудно. Один сервер может быть перегружен, другой работает в половину номинальной мощности или меньше. Технологии консолидации и виртуализации позволяют нивелировать эти проблемы и получить равномерную загрузку по всем серверам, не закупая новых модулей.
Если резюмировать ответ на заданный вопрос, то поддержка и оптимизация технических возможностей имеющейся ИТ-архитекту-ры — вот основные тенденции, которые мы отмечаем.
Сегодня многие ИТ-компании предлагают свои антикризисные решения для клиентов. Есть ли у вас такой набор решений?
Как и многие наши конкуренты, мы подготовили соответствующую антикризисную линейку предложений. Не могу сказать, что это что-то кардинально новое в техническом плане; скорее то, что мы предлагаем, интересно заказчикам с экономической точки зрения.
Наши решения помогут обеспечить работоспособность ИТ-инфраструктуры в условиях нехватки персонала, сэкономить на модернизации и обслуживании ИТ-инфраструктуры, создать такую ИТ-инфраструктуру, которая будет способна быстро меняться и приспосабливаться к условиям бизнеса (в частности при слияниях и поглощениях, столь нередких сегодня). Кроме того, мы предлагаем и технологии, с помощью которых можно легко обосновать затраты на ИТ и доказать владельцу компании важность и необходимость деятельности ИТ-депар-та мента.
Существенную часть вашей деятельности составляет работа стелеком-компаниями. Какие решения и услуги вы им предлагаете? Почему именно их и какие преимущества от их внедрения могут получить операторы связи?
Да, мы работаем с операторами связи очень давно. Первый наш проект в этой отрасли был осуществлен еще в 1997 году. Тогда для одного из региональных операторов связи мы модернизировали имеющуюся у него магистральную сеть передачи данных.
В этом году наша компания будет принимать участие в крупнейшей в Восточной Европе международной выставке в области инфо-коммуникаций "Связь-Экспокомм 2009". Мы надеемся не только порадовать посетителей оригиналь-нымдизайном нашего стенда, но и предложить решения, которые могут помочь компаниям существенно выделиться среди конкурентов, повысить эффективность работы, получить возможность быстрого вывода на рынок новых услуг, что, безусловно, очень важно на фоне постоянно меняющейся рыночной ситуации.
Операторам связи будут предложены комплексные интеллектуальные системы, построенные с использованием современных подходов, новейшего оборудования и технологий. При этом, учитывая экономическую ситуацию на рынке, особое внимание мы уделили сохранению инвестиций в существующие сети и интеграции в унаследованную инфраструктуру новых технологических решений.
О чем же идет речь?
В первую очередь, о блоке решений для построения сетей широкополосного доступа и предоставления современных услуг на базе этих сетей. Сюда входят система управления персонализированными сервисами для абонентов на сетях широкополосного доступа, позволяющая абонентам самостоятельно выбирать и активировать сервисы, а оператору — реализовывать гибкие механизмы контроля доступа к услугам и приложениям; решение по созданию широкополосной беспроводной сети доступа оператора связи на базе технологии WiMAX; система предоставления услуг VNO (Virtual Network Operator) для мобильных и фиксированных операторов, дающая возможность получать дополнительный доход от предоставления услуг по организации и обеспечению инфраструктуры виртуального оператора.
Телекоммуникационной компании, предлагающей своим клиентам платформу операторского ЦОД для размещения клиентских приложений или предоставления услуг типа SaaS, просто необходимо обеспечить надежность работы аппаратно-вычислительного комплекса. Но, учитывая сегодняшние реалии рынка, ЦОД должен быть еще и энергоэффективным. Именно поэтому в состав предлагаемого нами комплекса входит и решение, способное помочь компании снизить расходы на содержание центра обработки данных.
Еще мы планируем продемонстрировать виртуальный контакт-центр CosmoCall Universe. Это программный продукт, построенный на единой IP-платформе, не привязанной к специальному оборудованию, что обеспечивает ему значительные преимущества перед другими решениями. С точки зрения операторов связи его основное конкурентное преимущество — возможность использования в качестве хостинговой платформы для предоставления контакт-центра как услуги конечным пользователям. Открытые Технологии — один из немногих интеграторов, предлагающих это решение на российском рынке.
Важной составляющей наших комплексных интеллектуальных систем является мониторинг инфраструктуры оператора связи — состояния инженерных систем на распределенных объектах, IP-ин- фраструктуры и производительности сети. По нашему опыту, наличие таких систем позволяет компании осуществлять постоянный контроль над оборудованием, предупреждая аварийные ситуации, контролируя и протоколируя действия персонала. А это, в свою очередь, повышает надежность работы телекоммуникационных систем, уменьшает эксплуатационные затраты и совокупную стоимость владения ИТ-инфраструктурой.
Во время выставки специалисты нашей компании проведут консультации по вопросам внедрения всех вышеописанных систем, расскажут об их функциональных возможностях. Кроме того, посетители смогут убедиться в работоспособности и эффективности предлагаемых технологий в ходе демонстрации их работы на демо-стенде.
Как, по вашему мнению, сегодняшние экономические реалии обернутся для ИТ-рынка в целом?
Считаю, что прогнозы здесь совершенно неуместны. Кризис уже случился, и сегодня всем надо просто научиться работать в новых экономических реалиях.
Лучшим выходом для компаний было бы, конечно, не просто сохранить свое существование, но и извлечь из текущих событий выгоду для себя. Это был бы объективный показатель профессионализма и для ИТ-специалистов, и для топ-менеджмента компании.
ИТ-рынок неплохо держится на плаву, так как предприятия ИТ-сегмента заняты конкретными, осязаемыми вещами: производство оборудования, его монтаж, настройка, эксплуатация и сервисная поддержка, конструирование сложных, многоуровневых разнородных комплексов, их взаимная интеграция и т. д. Работа эта есть и будет, так как востребована огромной на сегодняшний день клиентской базой из всех отраслей экономики.
И мне кажется, что кризис не может закончиться одномоментно для всех. Для любой компании или отдельно взятого человека он закончится тогда, когда они полностью примут себя в изменившихся условиях, то есть сумеют подстроить свой бизнес и жизнь под текущие обстоятельства.
Предыдущая новость:
Короче говоря…
Следующая новость:
Персональные данные: закон работает?