IP-ТВ — настоящее и будущее

16 Апреля 2009 Вестник связи
Вестник связи
#4, 2009 г.
С.В. Кондаков, эксперт по VAS, Дирекция по работе с предприятиями телекоммуникационного сектора, Открытые Технологии

В России первые пилотные проекты IP-телевидения были запущены около трех лет назад, и на данный момент накоплена информация, позволяющая оценить эффективность и сделать прогноз дальнейшего развития IP-ТВ как направления инфокоммуникационных технологий (ИКТ).

В отношении развития IP-ТВ, как и в отношении некоторых других направлений ИКТ, российский рынок телекоммуникаций находится в роли догоняющего. Современные технологии приходят в Россию с некоторым опозданием. В то время, когда за рубежом уже разработаны эффективные бизнес-модели и накоплена значительная абонентская база, позволяющая говорить об услуге IP-ТВ как об услуге, приносящей прибыль, в России IP-TB-операторы инвестируют значительные средства в развитие данного бизнеса при сравнительно небольшой отдаче.

Правда, в скором времени ожидаются положительные сдвиги в связи с реализацией принятой в ноябре 2007 г. Концепции развития телерадиовещания в РФ на 2008 — 2015 гг. В частности, согласно ей, будут проработаны правовые вопросы, касающиеся регулирования рынка телерадиовещания, вопросы лицензирования деятельности компаний, специализирующихся на производстве и передаче контента конечному потребителю. Также будет определена техническая политика вещания цифрового ТВ и разработан ряд мер, направленных на стимулирование развития отечественного рынка оборудования, используемого при строительстве цифровых сетей передачи ТВ. Другими словами, принятая к исполнению концепция должна способствовать достижению к 2015 г. поставленных целей, в частности — возможности получения всем населением страны пакета обязательных и общедоступных цифровых ТВ-каналов и обеспечения доступа к комплексным телекоммуникационным услугам. А самое главное, на мой взгляд, она должна ликвидировать отставание в области цифрового телевещания и комплексных телекоммуникационных услуг. Составляющей успеха ее реализации является развитие направления IP-ТВ.

Так что же такое IP-ТВ? В общем случае под IP-ТВ понимают трансляцию телевизионных программ по сетям передачи данных (IP) на базе сетевых протоколов. К IP-ТВ относят не только трансляцию ТВ-программ, но и предоставление дополнительных сервисов на базе видео. На данный момент есть общепринятое представление об организации архитектуры сети IP-ТВ федерального масштаба (см. рисунок).

Рассмотрим основные элементы архитектуры.
Super Head-end Office (SHO) — федеральный узел, который осуществляет прием спутниковых и национальных ТВ-каналов и их обработку, перекодирование в нужный формат и т. д. Кроме того, он содержит системы по управлению сетью Network Management System (NMS), сервисами Service Management System (SMS) и контентом Content Management System (CMS), систему условного доступа Conditional Access System (CAS) с возможностью управления правами доступа к цифровому контенту Digital Right Management (DRM), автоматизированную систему расчета Business Support System (BSS) и системы поддержки операционной деятельности Operational Support System (OSS). Как правило, SMS-и CMS-системы объединяются в Middleware-систему, основной задачей которой, помимо управления контентом и сервисами, входит управление взаимодействием между основными системами IP-ТВ оператора и интерфейсом конечного пользователя на ТВ-приставке Set-То-Вох (STB) или на персональном компьютере. Таким образом, SHO является ядром сети IP-ТВ и, как правило, резервируется. То есть используется катастрофоустойчи-вая архитектура Disaster Recovery для SHO. Данное представление архитектуры в большей степени является идеальным. В РФ на данный момент существуют IР-ТВ-сети масштаба города и региона, поэтому функционалом SHO нагружают Video Head-end Office (VHO).

Video Head-end Office (VHO) — региональный или локальный узел, который осуществляет прием спутниковых ТВ-каналов и их обработку, а также прием локальных или региональных ТВ-каналов. Подобно SHO, узел VHO обладает необходимой инфраструктурой для вещания цифрового ТВ и оказания дополнительных сервисов. Среди сервисов можно выделить: видео по требованию VoD и near Video-on-Demand (nVoD), оплату за просмотр Pay-per-View, сетевой персональный видеорекордер network Personal Virtual Recorder (nPVR), трансляцию со сдвигом во времени Time-Shifted TV (TSTV), вывод на экран Caller ID при интеграции с Soft Switch, доступ абонентов к видеопорталу, возможность создавать голосовые конференции в ходе просмотра ТВ или принимать участие в чатах, пользоваться системой мгновенных сообщений Instant Messaging (IM), играми по запросу Game-on-Demand (GoD), телевизионной коммерцией TV Commerce и др.

Для оптимизации межсетевого трафика такие сервисы, как сервис VoD (использующие unicast трансляцию), разворачиваются, исходя из распределенной архитектуры, и выносятся как можно ближе к конечному пользователю на так называемую точку присутствия Premises-of-Presence (PoP). РоР точки могут быть размещены на уровне сети доступа и агрегации. Количество VHO в сети IP-ТВ определяется количеством обслуживаемых городских сетей провайдером IP-ТВ.

В ряде случаев выделяют еще один архитектурный элемент, не явно показанный на данной схеме, — это Video Switching Office (VSO) или Central Office (CO). Данный элемент расположен на границе сети доступа и выполняет функцию агрегации трафика, поэтому уровень VSO чаще всего называют уровнем агрегации. Так как провайдеру IP-ТВ важно доставить услугу как можно ближе к абоненту, например, из-за значительных потерь в скорости передачи трафика по технологии xDSL по медным линиям с увеличением длины линии, DSL-линии могут терминироваться в непосредственной близости от абонента в вынесенном DSLAM.

В качестве решения проблемы последней мили на уровне доступа используются различные технологии, в настоящее время — это xDSL (ADSL2+VDSLVDSL2) и Fiber-To-The-NodeBuildingHome (FTTx) на базе Ethernet или GPON с топологией "точка — точка" или "кольцо". При этом реализация FTTx в ряде случаев дороже из-за значительных инвестиций в инфраструктуру при прокладке оптоволокна по сравнению с использованием уже готовой инфраструктуры оператора связи на основе медной пары. Однако инфраструктура на основе FTTx ориентирована на будущее и будет приносить отдачу в течение следующих лет эксплуатации, так как используемая технология на данный момент имеет достаточный запас пропускной способности, а физическая среда передачи данных по оптоволокну будет еще достаточно долго отвечать требованиям, диктуемым прогрессом элементной базы активного сетевого оборудования. Отдельно хотелось бы отметить, что в настоящее время быстрыми темпами развивается технология мобильного WiMAX. Например, в Москве и С.-Петербурге уже разворачиваются сети WiMAX под брендом Yota. Хочется верить, что данная технология при достаточном качестве канала доступа откроет перед операторами IP-ТВ новые возможности для развития бизнеса.

При реализации проекта по развертыванию IP-ТВ возникает много проблем. И среди них можно выделить несколько основных. Это модернизация опорной сети, сети доступа и узлов на уровне агрегации, получение необходимых лицензий, выбор решения IP-ТВ, обеспечение качества IP-ТВ, приобретение контента, разработка эффективной бизнес-модели и мотивация потенциальных абонентов на использование услуг IP-ТВ.

В настоящий момент с магистральными сетями в РФ ситуация значительно лучше, чем с сетями уровня доступа. Поэтому требуется более тщательный анализ используемого оборудования на уровне доступа на предмет возможности предоставления услуг IP-ТВ, тем более, если оператор планирует предоставлять IP-ТВ в стандарте высокого разрешения HD (High Definition). В любом случае IP-ТВ относится к разряду bandwidth-hungry услуг, т. е. требовательных к возможностям сети по пропускной способности трафика. Поэтому для технического обоснования запуска IP-ТВ требуется проведение серьезной исследовательской работы на сети оператора связи.

Относительно лицензирования ситуация непростая, но есть определенные надежды, что процедура лицензирования деятельности оператора IP-ТВ будет упрощена в ходе реализации принятой концепции развития цифрового ТВ в РФ. В настоящий момент оператор обязан самостоятельно получить лицензию для осуществления вещания зарубежных ТВ-каналов. При этом положением о лицензировании запрещается получение лицензии на ТВ-вещание более чем по двум ТВ-каналам на одной и той же территории. Таким образом, для лицензирования вещания 50 зарубежных каналов на территории РФ оператор должен зарегистрировать 25 юридических лиц и получить по две лицензии на каждое. Ситуация не совсем удобная для оператора связи, тем более, что участились случаи привлечения операторов к ответственности за ТВ-вещание при отсутствии лицензии.

При выборе решения IP-ТВ на данный момент у оператора имеется выбор: либо комплексное решение, продвигаемое под каким-либо общим брендом; либо выбор модульного решения, состоящего из нишевых решений наиболее известных брендов с большой долей инсталляций на операторском рынке IP-ТВ. При реализации масштабного проекта наиболее перспективным является второй вариант, так как в этом случае оператор получает решение на пике доступных технологий и максимум экспертизы в узкой области. Озвученные аспекты являются залогом успешной реализации проекта. Немаловажную роль в этой области играют системные интеграторы, которые обладают достаточными возможностями для реализации подобных проектов.

Большая роль отводится системе управления качеством Quality-of-Service (QoS) IP-ТВ, так как QoS в значительной степени определяет потребительские свойства сервиса. При этом существуют различные методы оценки качества IP-ТВ. В целом их можно разделить на субъективные и объективные. Субъективные методы контроля качества разработаны на базе оценки усредненного восприятия сервиса (четкость и яркость изображения, восприятие динамики сцены и т. д.), а объективные — для анализа QoS без участия человека. К объективным методам оценки QoS относят Peak Signal-to-Noise Ratio (PSNR), Media Delivery Index (MDI RFC 4445), Moving Pictures Quality Metric (MPQM). Точки контроля в зависимости от архитектуры сети IP-ТВ могут быть размещены для отслеживания QoS на уровне ReceiverDescrambler, Streamer, системы CAS, точек доступа в магистральную сеть, точки доступа в городскую сеть, точки на уровне сети абонентского доступа и уровне CPE (Customer Premises Environment). Здесь информация анализируется с помощью зондов, и результаты отправляются на центральный сервер, который, как правило, интегрирован с централизованной NMS. Таким образом, оператор IP-ТВ получает доступ к актуальной информации о качестве услуги на сети, имеет возможность быстро определить сбой и устранить его.

Что касается приобретения лицензионного контента. В РФ, к сожалению, недостаточно развита сеть распространения контента. Поэтому приобрести лицензионный контент для трансляции в IP-ТВ-сети не так легко. Средняя стоимость за фильм варьируется от 500 до 1000 долл., при этом купить контент можно только пакетом. Про эффективные бизнес-модели говорить можно долго, однако каждый оператор IP-ТВ идет своим путем. В настоящий момент стандартной схемы взаимодействия между правообладателем контента, оператором сети, оператором IP-TB-услуги и конечным пользователем нет в виду многообразия мультисервис-ных услуг. Отчасти вопросы взаимоотношений участников рынка IP-ТВ решаются регулированием со стороны государства.

Какие же основные тенденции наблюдаются сейчас в IP-ТВ для России? Различные источники публикуют сведения о взрывном характере роста IP-TB-абонентов в мире. Однако подобные прогнозы в большей степени применимы к Европе, нежели к России. В России J'son&Partners прогнозирует сильный рост числа абонентов IP-ТВ с начала 2009 г. и миллионную абонентскую базу в течение двух лет коммерческой эксплуатации с 4 — 5 долл. ARPU на абонента, учитывая, что в конце 2007 г. было всего лишь 200 тыс. абонентов IP-ТВ. Цифры достаточно оптимистичные и достижимы в случае стабильно высокого темпа роста, однако вследствие последних тенденций в экономике ожидаемые темпы скорее всего будут ниже. В дополнение ко всему, на данный момент общее проникновение ШПД на территории РФ неравномерно и по оценкам IKS-Consulting составляет до 10 %, при этом 4 — 5 % приходится на Москву и Московскую область. А проникновение ПК составляет порядка 30 %. При этом стоимость подключения к ШПД также варьируется от 1000 до 4000 руб., а качество доступа к ШПД не всегда позволяет оказывать ту или иную услугу. Поэтому, на наш взгляд, взрывной характер роста абонентской базы IP-ТВ вряд ли возможен, и нужно время для того, чтобы сложились благоприятные условия. В дополнение к этому, сейчас существует достаточно жесткая конкуренция со стороны эфирного ТВ и Web-TV. В сложившихся условиях необходимо делать акцент на яркие конкурентные преимущества IP-ТВ, такие как интерактивность, большие возможности по персо-нализации контента, возможность предоставления IP-ТВ в составе пакета с дополнительными услугами, а также неотъемлемо высокое качество.




Предыдущая новость:
Новое решение для экономичного ЦОД
Следующая новость:
Виртуальные технологии VMware в Шереметьево-Карго