ERP в "Связьинвесте". Первые итоги
21 июня 2005 СтандартСтандарт
#5, июнь 2005г.
Ирина Глухова
Проект внедрения в межрегиональных компаниях (МРК) "Связьинвеста" единой системы управления предприятием (ERP) набирает обороты. Генеральный системный интегратор проекта — компания Открытые Технологии — объявил о завершении проекта разработки первого релиза мастер-системы (МС 1) и о старте проектов внедрения во всех МРК. По планам уже до конца 2005 года МС 1 заработает в двух МРК — в Сибири и на Урале. А к III кварталу 2006 года функционал первого релиза планируется развернуть во всех семи МРК.
О том, что Открытые Технологии завершили первый этап тестирования мастер-системы стало известно на прошедшем в конце мая в Риме форуме "Информационные технологии как ключевое средство повышения эффективности работы оператора связи", участники которого обсудили промежуточные итоги реализации программы внедрения ERP-системы Oracle E-Business Suite в ОАО "Связьинвест" и МРК, а также планы развития ИТ-инфраструктуры дочерних компаний холдинга.
"Главная задача ERP-системы – автоматизация всех основных бизнес-процессов компании средствами одной информационной системы, которая призвана обслуживать текущие потребности предприятия. Особенно это актуально для действующих на больших территориях хозяйствующих субъектов, таких, как ОАО "Связьинвест", - поясняет Олег Гизатуллин.
Это гиперпроект, состоящий, по его словам, из нескольких подпроектов одновременно: разработка мастер-системы (МС) ERP (происходящая в три этапа - релизы 1,2 и 3), адаптация и внедрение МС на местах, организация глобального центра компетенции (ГЦК) в Москве, организация локальных центров компетенции (ЛЦК) на уровне регионов, разработка технической архитектуры (ТА) системы управления предприятием и построение системы дистанционного обучения сотрудников заказчика. Последний проект будет впоследствии распространен и на другие программы холдинга, в частности, программу преобразования биллинга и программу внедрения CRM.
"Необходимость внедрения информационных систем такого масштаба диктуется требованием развития бизнеса. МРК претерпели взрывообразный рост, им приходится жить в условиях конкуренции", - отмечает директор департамента информационных технологий "Связьинвеста" Игорь Пожидаев.
Основная сложность внедрения ERP-системы состоит в том, что осуществляться оно должно без остановки бизнес-процессов.
"Мы создаем единую систему управления предприятием не для того, чтобы создать систему для системы. Установка ERP и других решений нам интересна, прежде всего, с точки зрения эффективности бизнеса", - говорит директор департамента электросвязи ОАО "Связьинвест" Владимир Лохтин.
Создание единого информационного пространства для всех семи МРК требует, по словам участников проекта, незаурядных усилий.
"Помимо того, что необходимо обеспечивать единство решения, следует учитывать существенные различия между МРК, состоящие в размере обслуживаемой территории, жизненном цикле используемого оборудования и количестве филиалов", - рассказывает Олег Гизатуллин.
Для решения этой задачи была разработана концепция, в основу которой положена централизованная разработка релизов мастер-системы – совокупности настроенных модулей системы Oracle E-Business Suite, реализующих те или иные управленческие функции. Каждый из релизов будет внедряться в МРК и их региональных филиалах. Преимущества подобного решения, по словам Олега Гизатуллина, состоят в том, что за счет централизованной разработки модулей, решающих однотипные для всех МРК задачи, были сэкономлены большие средства, которые в противном случае были бы потрачены каждой из компаний связи. Это позволило серьезно оптимизировать инвестиции еще на начальном этапе. Кроме того, релизность мастер-системы помогает контролировать процесс и ресурсы, переносить положительный опыт и избегать тиражирования возможных ошибок и трудностей.
"В каждой МРК сформированы команды внедрения, состоящие из компетентных специалистов, которые не понаслышке знают специфику и структурные особенности своего предприятия. Поэтому на долю местных команд выпали такие функции, как локальное планирование, установка очередности внедрения системы в каждом филиале и другие задачи, для решения которых не нужно централизованное решение", - отмечает Олег Гизатуллин.
При этом особая роль, по его словам, придается организации централизованного контроля над ходом проектов во всех МРК, основанного на единых правилах и требованиях.
Пока разрабатывался первый релиз мастер-системы дочерние компании холдинга, по словам Игоря Пожидаева, готовили технологическую инфраструктуру для внедрения ERP-решения: создавали узлы для снижения нагрузки сети, корпоративные сети передачи данных, системы информационной безопасности, а также перестраивали организационную структуру в соответствии с программой реструктуризации холдинга.
"В настоящее время закончен первый этап тестирования, стартовали проекты внедрений, а это значит, что техническая инфраструктура для развертывания ERP-системы практически готова. Требуется провести работы по уточнению, доработке и развертыванию МС1 на уровне компаний", - сообщил Игорь Пожидаев.
Одновременно, по его словам, идет работа над вторым релизом мастер-системы.
Всего мастер-система состоит из трех релизов. Как поясняет заместитель руководителя программы от генерального подрядчика – Открытых Технологий Олег Заячковский, их функциональность была определена при постановке работ по программе. Функционал МС1, по его словам, включает в себя управлениеосновными средствами, раздельный учет затрат, управление персоналом (в части табельного и кадрового учета). Кроме того, в МС1 входит функциональность заработной платы.
"Функционал расчета заработной платы в первом релизе мы не настраивали. Он проработан в плане подготовки необходимых нормативных документов и разработки бизнес-процессов в состоянии "как будет", - рассказывает Олег Заячковский.
Эти области покрывались функциональностью первого релиза.
Функционал второго релиза гораздо шире. Он включает в себя эти же направления - финансы, управление персоналом и добавляет третье - управление логистикой.
"Здесь затрагиваются процессы управления денежными средствами, элементы казначейских операций. Во втором релизе можно говорить о задействовании почти всей функциональности Oracle e-Business Suite по направлению финансы. По персоналу добавится учет заработной платы в полном объеме и управление обучением, а в отношении логистики включаются модули, связанные с управлением закупками, материальными запасами и проектами", - поясняет Заячковский.
В третьем релизе предполагается расширение финансовых возможностей в плане казначейских операций, по логистике - расширение возможностей управления закупками и активами (ремонты). По управлению персоналом в третьем релизе основная нагрузка должна лечь на управление обучением. Эта функциональность позволит использовать почти все возможности Oracle e-Business Suite по обучению персонала. Расширится также функциональность по управлению персоналом (найм, оценка персонала).
История проекта
Впервые о намерениях "Связьинвеста" внедрить единую систему управления предприятием заговорили весной 2003 года, когда холдинг принял решение закупить программное обеспечение Oracle E-Business Suite стоимостью около $153 млн. Тогда же на компанию Открытые Технологии - официального партнера Oracle на российском рынке, были возложены обязанности генерального системного интегратора этого проекта. Открытые Технологии должны обеспечить разработку и реализацию плана проекта, координацию работ различных исполнителей, единую методологию внедрения, соблюдение единой технической политики, контроль качества проводимых работ. В настоящее время, по словам генерального директора Открытых Технологий Олега Гизатуллина, над проектом работают свыше десятка субподрядных организаций и более двух сотен человек.
"По детальной разработке функционала, который будет введен, и по объему задействованных компаний чувствуется масштаб проекта", - отметил в беседе с корреспондентом "Стандарта" Олег Гизатуллин.
По сути, проект холдинга может стать одним из самых глобальных ERP-решений в стране. Оно будет работать в ОАО "Связьинвест" и межрегиональных компаниях связи. Оператор дальней связи "Ростелеком", также являющийся частью холдинга, не будет внедрять эту систему.
"К моменту выбора ERP-систе-мы для холдинга в "Ростелекоме" в значительном объеме уже был внедрен продукт Microsoft Axapta. Ломать одно, чтобы построить другое, не имеет смысла. Поэтому "Ростелеком" не был включен в границы программы", - пояснил "Стандарту" директор департамента информационных технологий "Связьинвеста" Игорь Пожидаев.
Предыдущая новость:
ERP-ускорение "Связьинвеста"
Следующая новость:
Открытые Технологии - "Связьинвесту"