Деволюция коммуникаций

10 мая 2010 ИКС
ИКС
Май 2010 г.
Александр Марьин, директор Центра компетенций по телекому, Открытые Технологии.

Жизнь общества все сильнее зависит от обмена информацией. Чтобы выжить в новой среде, телекоммуникационный бизнес должен трансформироваться.


Иллюзия полета

Десятилетия работы операторов в рамках узкой бизнес-модели предоставления ограниченного спектра услуг, которые в основном базируются на голосовой связи, сформировали у них консервативный шаблон поведения на рынке и специфические особенности позиционирования. Добавочную стабильность инерционному движению в русле утерявших актуальность модели и представлений о рынке придает корпоративная культура поколений связистов, выросших и выучившихся в условиях развития технологий, но не форм ведения бизнеса. Совокупность этих факторов порождает в профессиональном сообществе несколько устойчивых иллюзий.

Иллюзия первоосновы голоса. Несмотря на революционные технологические изменения и появление абсолютно новых видов информационных сервисов, голос продолжает позиционироваться как основа для создания дополнительных услуг. Новые мультисервисные и конвергентные подходы сохраняют за голосовыми сервисами ключевую роль в архитектуре и, самое главное, бизнес-модели операторов связи. Оптимальная архитектура IMS, обеспечивающая гибкое управление коммуникационными сервисами, только усиливает эту иллюзию.

Затянувшееся ожидание killer-приложения заронило зерна сомнения в привычную картину, сложившуюся у игроков рынка. На деле голос давно перестал быть базовым сервисом, тем, на чем строятся новые информационные приложения. Голосовая связь, или более общий термин «коммуникации» – важная составная часть, которая используется при создании актуальных для рынка бизнес-приложений.

Иллюзия монополии. Операторы привыкли к существованию в рамках региональных монополий. С точки зрения обеспечения доступа эта ситуация пока остается неизменной. Монополия дает обманчивое чувство стабильности генерируемых денежных потоков. Более серьезные негативные последствия наблюдаются при настойчивом позиционировании себя как основы для предоставления сервисов третьих компаний. Монополизм обусловливает несерьезное отношение к стандартизации и унификации взаимоотношений с поставщиками сервисов. А в результате новые эффективные, взаимодействующие с операторами сервисы не появляются. И операторы, всегда чувствовавшие себя гулливерами в стране лилипутов, внезапно оказываются в стране великанов, которые могут и не заметить их при общении со своей целевой аудиторией.

Иллюзия развития. Прогресс технологий всегда был стимулом к модернизации и развитию инфраструктуры оператора связи. Переход с аналога на цифру, внедрение интеллектуальных платформ, совершенствование и гигантское увеличение емкости магистральных сетей – все это формировало возможности оптимизации, роста объемов предоставления услуг и повышения рентабельности. Пока не пришла эпоха IP.

Долгое неприятие применения технологии IP для передачи голоса, внезапно сменившееся всеобщим признанием и включением в планы технологического развития, породило больше вопросов, нежели ответов. Многочисленные заявления о модернизации на основе NGN, а в последнее время – IMS, не приводят к ожидаемому резкому повышению эффективности. Все бизнес-планы с огромной натяжкой подгоняются под требуемые показатели и остаются тяжким бременем на инвестиционных бюджетах. Только туманность используемых моделей раздельного учета затрат позволяет скрыть финансовые дыры, которые образуются от внедрения кажущихся инновационными технологий. Ориентация на прежние бизнес-модели и, как следствие, строительство новой пакетной инфраструктуры, поддерживающей традиционную бизнес-модель, – крайне неэффективный план развития.


Смена концепции

Бурный рост Интернета и стремительное повышение уровня проникновения широкополосного доступа привели к качественному изменению информационного ландшафта жизни общества. Термин «информационное общество» уже отражает реальность, а не отдаленную перспективу. То, что раньше считалось прерогативой узкого круга лиц, стало доступным широким слоям общества. Многие формы бизнеса уже не мыслят себя вне публичной информационной сети. Свободный доступ граждан к ней входит в число первоочередных задач многих развитых государств. Транснациональные облачные корпорации растут как грибы после дождя, отзываясь на все новые потребности сетевых аудиторий.

Есть ли в этом новом мире коммуникации? Да, безусловно. Но эти коммуникации – только мелкий элемент мозаики, из которой складывается картина новых форм существования бизнеса. Какую роль здесь играет традиционная бизнес-модель оператора связи? Скорее всего, это временный шлюз, обеспечивающий взаимодействие информационного и неинформационного общества, старого и нового мира обмена информацией. Операторы в этом контексте – островки наследуемых сетей.

Наблюдаемый идеальный информационный шторм не обошел стороной и технологии. Усложнение решаемых задач привело к появлению множества технологических подходов, которые построены на многоуровневой абстракции данных и логики и определяют поведение формируемых бизнес-приложений. Применение современных инструментальных сред и методологий кардинально сокращает трудоемкость и повышает уровень сложности создаваемых приложений. Требовались годы для разработки и отладки сценария в рамках архитектуры SS7, и достаточно буквально нескольких дней для формирования сценария на основе современных инструментальных средств построения SIP-приложений. Вчера эксперт с многолетним опытом месяцами, а иногда и годами решал проблему реализации простейшего сценария на основе интеллектуальной платформы, а сегодня студент, интересующийся расшифровкой термина SIP, за неделю создает замысловатый сценарий управления вызовом, инициируемым третьей стороной. Времена изменились, и только инерция, не дающая осознать произошедшие перемены, и присутствующая при этом иллюзия сложности позволяют сохраниться традиционным телекоммуникационным игрокам, которые продают «законченные решения» (как правило, реализуемые на базе высокоуровневых инструментальных средств) по цене, сравнимой с сервисными решениями «старого мира» телекоммуникаций. Сложное стало простым, а то, что раньше казалось несущественным (юзабилити, адаптация под нишевые группы, гибкость изменений), выдвинулось на первый план. Не замечать этого – забивать очередной гвоздь в крышку гроба своего бизнеса.


Рецепт выживания

Может ли выжить бизнес коммуникационных сервисов в стремительно изменяющемся контексте его существования? Даст ли быстрый эффект переход на новые инфокоммуникационные архитектуры и технологии? Только отчасти.

Бизнес-модель. Это первое, на что необходимо обратить внимание при планировании модернизации бизнеса оператора связи. Тащить в новый мир старый сундук с представлениями о формах ведения бизнеса не стоит. Строить виртуальную инфраструктуру на базе новых технологий, полностью повторяя при этом архитектуру предыдущей модели, – бессмысленная трата средств. Вариантов бизнес-моделей, претендующих на роль эффективного выхода из сложившейся ситуации, не так мало. Это и работа на нишевых сегментах в качестве виртуальных операторов связи, и превращение в агрегаторов сервисов, представляющих собой виртуальные гипермаркеты услуг, и, безусловно, продажа оптовых сервисов, позволяющих третьим компаниям пользоваться «кирпичиками» сервисной инфраструктуры оператора связи при создании новых востребованных рынком бизнес-приложений. Все эти бизнесмодели могут взаимно дополнять друг друга и реализовываться на разных фазах преобразования бизнеса. Но это не может произойти вдруг, как и мышки в анекдоте не смогут в один момент стать ежиками. Для этого необходимо изменение генетического кода, а генетический код оператора связи – это его бизнес-процессы.

Бизнес-процессы и процессное управление. Эти словосочетания, часто произносимые в последнее время, до сих пор у многих ассоциируются с набором статических формализованных блок-схем или картой eTOM, бережно прикрепленной кнопками к стене. Только комплексный и серьезный подход к переводу компании на процессную модель управления позволит эффективно подготовить ее к смене основной бизнес-модели и последовательной итерационной реализации новых форм ведения бизнеса. Построение эффективной системы управления жизненным циклом бизнес-процессов сделает оптимизацию более системной и повысит гибкость и вероятность успеха любой планируемой трансформации бизнеса.

Децентрализация коммуникационных сервисов. Децентрализация подходов к формированию конечных сервисов – это первый шаг к преобразованию и адаптации, к новой форме существования бизнеса. Множество обсуждаемых в последнее время оптимальных моделей, методологий и архитектур (VAS, VNO, SDP/SDF, IMS) не дает четкого ответа на вопрос: когда появятся те самые ожидаемые денежные потоки, которые покроют требуемые затраты. Откуда возьмутся новые сервисы? Одна из ключевых причин, мешающих появлению положительных прогнозов, заключается в неправильной оценке границ аудитории. Нынешнему представлению «сервисы вращаются вокруг оператора» должно прийти на смену «операторы вращаются вокруг сервиса». Операторы должны перестать думать о коммуникационных сервисах как об основе или законченном продукте, вокруг которого могут появляться расширения в виде VAS. Во-первых, аудитория каждого конкретного оператора слишком мала для выделения нишевой группы, достаточной для осуществления рентабельного проекта нового сервиса. Во-вторых, сам по себе коммуникационный сервис не решает целевой бизнес-задачи в рамках новых сценариев. Коммуникационные сервисы операторов могут представлять только распределенные интерфейсы к наследуемым сетям и отображать их локальную специфику. Эти распределенные интерфейсы и должны быть представлены в виде готовых для композиции коммуникационных сервисов, которые помогут новым игрокам создавать конкурентоспособные приложения, задействующие в своей логике коммуникации с наследуемыми сетями. Инструментальные средства в виде SDP и методологические основы SDF дают оператору эффективные пути реализации экономичных и быстрых проектов формирования новых сервисно-ориентированных решений. Целевая аудитория на данной фазе преобразования – новые «облачные» игроки рынка. Только развернувшись к ним лицом и поняв их потребности, можно эффективно войти в этот новый мир, научиться жить в нем, осуществлять рентабельные проекты и лишь после того переходить к более сложным конструкциям, нацеленным на конечные сетевые аудитории.




Предыдущая новость:
Защита персональных данных: исполнять нельзя ждать
Следующая новость:
Некоторые подходы к защите персональных данных