"Дальсвязь" испытывает платформу предбиллинга

6 Апреля 2004 PCWeek
PCWeek
№12, 6 апреля 2004 г.
Петр Чачин

Компания Открытые Технологии завершила пилотный проект по внедрению платформы предбиллинга (Mediation Platform) в Дальневосточной компании электросвязи (ОАО "Дальсвязь) на базе продукта OpenView Internet Usage Manager корпорации Hewlett-Packard (HP IUM).

"Дальсвязь", лидирующий оператор на телекоммуникационном рынке Дальнего Востока России, предоставляет все виды услуг связи — местной, междугородной и международной телефонии, доступа в Интернет, передачи данных, ISDN, IP-телефонии, сотовой, транковой и пейджинговой связи, беспроводного радиодоступа.

В рамках пилотного проекта была создана опытная зона по внедрению платформы IUM и на практике продемонстрированы функциональные возможности HP IUM по сбору, обработке и предоставлению данных об использовании сети оператора связи для системы биллинга. Кроме того, были представлены средства мониторинга и администрирования платформы.

Предбиллинг — обусловленная временем необходимость Еще несколько лет назад биллинговые системы, или автоматизированные системы расчетов (АСР), большинства операторов связи имели единую, монолитную архитектуру. Они реализовывали весь цикл расчета — от получения учетной записи о предоставленной услуге до формирования счетов и отслеживания прохождения денег по счетам клиента.

При этом у каждого оператора была своя уникальная и практически не тиражируемая система биллинга, созданная специально для имеющейся у него конфигурации аппаратных средств. Такая монолитная структура, при которой первичную обработку данных с оконечных устройств выполняла сама биллинговая система, на тот момент считалась оптимальной — набор услуг был ограничен и крайне редко расширялся, а у операторов чаще всего использовалось однотипное коммутационное оборудование одной компании.

Место предбиллинга в инфраструктуре оператора связи


За последние годы в мире связи произошли радикальные изменения. Появились различные новые сервисы, такие, как передача данных, IP-телефония, беспроводной доступ. Усилилась конкуренция между операторами связи на уровне наборов услуг. Предоставление абонентам новых сервисов, а также формирование пакетов услуг с различными тарифными планами требуют внесения серьезных изменений в существующие АСР. Монолитная архитектура биллинговых систем в нынешних условиях становится неэффективной.

Положение осложняет и географическая экспансия крупных операторов, в состав которых в результате слияний включаются региональные компании. С одной стороны, это приводит к резкому росту объема учетных данных об услугах и, как следствие, значительному росту нагрузки на биллинговую систему. С другой стороны, в результате слияний ощутимо увеличивается не только парк оборудования оператора, но и его разнородность.

Теперь биллинговая система должна приводить к единому формату данные, снимаемые с коммутационного оборудования разных производителей, в том числе и устаревшего. Дополнительной проблемой в условиях нашей страны становится трудность передачи учетных данных в центр.

Для решения этих проблем и созданы системы предбиллинга или Mediation System (рис. 1), основное назначение которых состоит в преобразовании данных, принятых от сетевых элементов, в информацию, которая может быть интерпретирована биллинговой системой и другими бизнес-системами оператора (аналитикой, CRM, системой защиты от мошенничества).

Продукты такого класса уже давно и успешно применяются крупными операторами в странах с развитой инфраструктурой связи. В России до последнего времени потребность в системах предбиллинга, несомненно, существовала. Но многие операторы пытались решить эту задачу самостоятельно, дополняя возможности поставляемого оборудования и ПО "доморощенными" программами.

Сложность эксплуатации такого рода систем заключается в необходимости их постоянной доработки в связи с появлением новых услуг, нового оборудования, изменением форматов данных. И здесь без большой команды высококвалифицированных программистов не обойтись. При стремительном развитии сети связи, замене и добавлении коммутационного оборудования, предоставлении новых видов услуг экономически оправданным становится переход оператора на промышленное решение задач предварительной обработки данных о предоставленных услугах.

Среди известных в нашей стране систем предбиллинга можно упомянуть Fastcom Mediation, Tizona-M, HP IUM и Inter-mediat E. Одной из самых удачных реализаций систем предбиллинга является продукт IUM компании HP. В настоящее время предбиллинг на ее основе построили несколько десятков операторов связи по всему миру.


Пилотный проект предбиллинга в компании "Дальсвязь"

"Специфика интеграции систем предбиллинга в сетях различного масштаба состоит в том, что на уровне городских сетей, за исключением крупных мегаполисов, предбиллинг часто не дает очевидных преимуществ,— считает Инна Миронова, менеджер проектов компании Открытые Технологии. - А вот в региональном и федеральном масштабе работа централизованной биллинговой системы без предбиллинга сегодня практически невозможна".

В "Дальсвязь" входит семь филиалов (Приморский, Сахалинский, Хабаровский, Камчатский, Магаданский, Амурский и расположенный в Еврейской А/О), и компания обслуживает территорию, сравнимую по площади со всей Европой. Да и масштаб ее сетевых ресурсов немалый — порядка 1400 АТС и 1,2 млн. номеров монтированной емкости.

Система предбиллинга такого предприятия должна, с одной стороны, предоставлять в центр информацию о работе сети в целом, а с другой — гарантировать целостность данных при транспортировке вне зависимости от качества и загруженности каналов связи. Для этого она должна иметь распределенную архитектуру и качественную подсистему передачи данных и использовать стандартные промышленные приложения.

Решение о выполнении пилот-проекта было принято летом 2003 г. Заказчик должен был убедиться в возможностях IUM в плане решения проблем, связанных со сбором и контролем обработки информации о трафике разнородного коммутационного оборудования, в том числе и аналогового, с последующим предоставлением информации в различные биллинговые системы и подготовкой формализованных отчетов.

Для имеющегося у "Дальсвязи" коммутационного оборудования, в частности для АТС МТ20 и SI2000, средствами HP IUM были написаны коллекторы, собирающие информации о совершенных звонках — CDR (Call Detail Records), помимо этого осуществлен сбор и обработка данных из IP-сети в соответствии с типом трафика (корпоративный, Интернет-трафик, трафик провайдера).

"Пилотный проект показал широкие возможности HP IUM как гибкого инструмента по сбору и подготовке данных для биллинговой системы и анализу работы сети", — отметил Павел Богацкий, начальник отдела развития информационных технологий "Дальсвязи".




Предыдущая новость:
Интервью с президентом компании Открытые Технологии
Следующая новость:
Открытые Технологии: новый уровень