OFA - основа интеллектуального ведения бизнеса

1 сентября 2005 RMmagazine
RMmagazine
#3, август 2005 г.
Татьяна Петрова, компания Открытые Технологии

Основы интеллектуального подхода к велению бизнеса были заложены в начале XX века. Уже в конце 60-х годов О. Уайт сформулировал концепцию MRP, содержащую алгоритмы планирования потребностей в материалах. Дальнейшая работа в этом направлении привела его к пониманию необходимости учета не только материальных, но финансовых и производственных ресурсов. В конце 70-х годов О. Уайт сформулировал концепцию MRPII, на смену которой через несколько лет пришел новый инструмент управления ресурсами предприятия, полготовки и принятия решений - ERP-система.

Внедрение полнофункционального комплекса интегрированных бизнес-приложений обеспечивает эффективное управление всеми аспектами деятельности предприятия: финансами, производством, персоналом, закупками, логистикой, маркетингом, продажами, отношениями с поставщиками и клиентами. Однако, помимо управленческих задач, перед топ-менеджментом любой компании стоит аналитическая задача прогнозирования и планирования. Для принятия оперативных и адекватных решений руководителям необходимо сделать прогноз развития событий еще до того, как то или иное действие предпринято, и, таким образом, свести риски принятия решений к минимуму. Еще недавно иметь полное представление о состоянии бизнеса в любой момент времени было проблематично. Информация, отражающая изменения, происходящие как внутри компании, так и за ее пределами, как правило, хранилась в различных информационных системах, причем зачастую в разных форматах. Результатом повышенного внимания, уделяемого решению этого вопроса одним из руководителей корпорации Oracle Ларри Эллисоном, стал разработанный пакет бизнес-приложений, который может оказать поддержку менеджерам при планировании и прогнозировании. Принцип работы различных анализаторов, объединенных под единым названием Oracle E-Business Suite Business Intelligence System (BIS) - это, по сути, взгляд вглубь происходящих процессов. Интеллектуальная основа всех приложений в составе Oracle BIS позволяет привести разнородные потоки данных к единому знаменателю, структурировать их и обеспечить топ-менеджеров предприятия аналитической информацией, необходимой для оперативного, тактического и стратегического управления бизнесом. В условиях рынка именно бюджетирование становится основой планирования - важнейшей функции управления. Вся система внутрифирменного планирования должна строиться на основе бюджетирования, то есть все затраты и результаты должны иметь строго финансовое, лучше - денежное выражение. Инструментальное программное средство финансового анализа и планирования - Oracle Financial Analyzer - позволяет создать "электронную панель управления" и сделать бюджетирование основой коммерческого успеха предприятия.

Oracle Financial Analyzer интегрирован с Oracle Financials, при этом заказчики, не работающие с Oracle E-Business Suite, могут применять этот аналитический инструмент как автономный продукт.

Возможности Oracle Financial Analyzer позволяют выразить все планируемые показатели и ресурсы в финансовых терминах, а также показать движение денежных средств, финансовых ресурсов, состояние счетов и активов предприятия в максимально удобной форме для любого, даже не очень сведущего в тонкостях бухгалтерского учета топ-менеджера. Экспертная оценка бюджетной ситуации позволяет моделировать дальнейшее развитие событий при введении параметров последующих действий, выполняя тем самым одну из главных функций бюджетирования - прогнозирование финансового состояния, ресурсов, доходов и затрат.

В начале 2005 года в ОАО "Ростелеком" в полную силу заработала система Oracle Financial Analyzer, системным интегратором в проекте выступала компания Открытые Технологии. "Наша компания придерживается международных стандартов ведения бизнес-процессов, именно поэтому особое внимание мы уделяем внедрению самых современных информационных технологий, - отмечает заместитель генерального директора - финансовый директор ОАО "Ростелеком" А. А. Гайдук. - Внедрение системы на базе Oracle Financial Analyzer позволяет увеличить достоверность данных, устранить дублирующие информационные потоки, а также сократить время, необходимое для подготовки вариантов бюджета и возможных сценариев его реализации".

Oracle Financial Analyzer строится по технологии клиент-серверной OLAP-системы с централизованной многомерной, в перспективе распределенной, витриной данных. Витрина данных создается по технологии MOLAP (Multi-Dimensional OLAP), все показатели которой, и детальные и агрегированные, хранятся в самой витрине.



В ОАО "Ростелеком" менее чем за 7 месяцев было осуществлено внедрение системы бюджетирования и финансового анализа на базе Oracle Financial Analyzer. Контракт между компанией Открытые Технологии и ОАО "Ростелеком" был подписан в апреле 2004 года, а уже с августа формирование бюджета компании "Ростелеком" стало производиться в новой информационной системе. В промышленную эксплуатацию система бюджетирования на базе Oracle Financial Analyzer была введена в декабре 2004 года, и в настоящее время она работает во всех организационных единицах "Ростелекома": в генеральной дирекции, региональных филиалах (Центральном, Приволжском, Северо-Западном, Сибирском, Южном, Уральском, Дальневосточном), а также в филиалах "Междугородный и Международный телефон" (ММТ) и в учебно-производственном центре.

В ходе реализации проекта в ОАО "Ростелеком" совместной проектной группой консультантов Открытых Технологий и специалистов заказчика было осуществлено концептуальное проектирование и разработка финансово-бюджетной модели, уникальных регламентов и диаграмм бизнес-процессов заказчика. Открытыми Технологиями была разработана техническая архитектура системы, осуществлена поставка и установка оборудования, спроектированы многомерные базы данных, выполнена настройка и установка программного обеспечения, тестирование на реальных данных и запуск в промышленную эксплуатацию системы планирования, бюджетирования и финансового анализа на базе Oracle FA. В ходе проекта внедрения были разработаны программные интерфейсы с наследуемой системой управленческого учета ОАО "Ростелеком", которые позволили осуществлять загрузку фактических данных. Консультанты Открытых Технологий обучили пользователей работе в системе.

Система планирования, бюджетирования и финансового анализа на базе Oracle Financial Analyzer в ОАО "Ростелеком" осуществляет многогранный и оперативный интеллектуальный анализ информации под любым требуемым углом зрения, обеспечивает реальное многоуровневое видение текущей ситуации и позволяет:

  • обрабатывать поступающую информацию и производить автоматические расчеты в соответствии с финансовой моделью и процедурами формирования, корректировки и контроля исполнения бюджета, закрепленными соответствующими положениями и регламентами;
  • осуществлять подготовку и хранение различных вариантов плановых показателей;
  • экспортировать плановые цифры в информационные системы оперативного учета и контроля;
  • собирать и консолидировать фактические данные за месяц, квартал и год путем импорта из систем оперативного учета и офисных систем;
  • осуществлять расчет отклонений фактических показателей от плановых;
  • вносить корректировки;
  • готовить отчеты на основе хранимой в системе информации;
  • исключить искажения информации и увеличить достоверность используемых данных;
  • за счет использования современных средств анализа устранить дублирующие информационные потоки и, как следствие, повысить реалистичность планов;
  • вовлечь в процесс планирования все заинтересованные стороны, четко определить происхождение цифр и установить ответственность за их корректность и достоверность;
  • сократить время, необходимое для подготовки плановых, получения фактических и сравнительных данных и в результате подготовить несколько вариантов бюджета и возможных сценариев его реализации;
  • повысить эффективность и своевременность принятия решений за счет быстрого расчета их влияния на состояние компании и контроля достижения поставленных целей.

Пример успешного проекта в ОАО "Ростелеком" - лучшая иллюстрация возможностей системы Oracle Financial Analyzer, который позволяет создать необходимое руководителям предприятия-заказчика рабочее пространство, сочетающее интегрированный центральный источник финансово-управленческой информации и мощные аналитические средства. Стопроцентная Интернет-архитектура системы дает возможность руководителям предприятия подготавливать и принимать решения, а затем контролировать результаты их выполнения из любой точки мира.

Инструментарий аналитических систем постоянно развивается. Уже сегодня специалисты компании Открытые Технологии работают с фундаментально переработанным программным средством Oracle Enterprise Planning and Budgeting (EPB) для того, чтобы предоставить своим заказчикам дополнительные преимущества при создании системы корпоративного планирования и бюджетирования.

Oracle EPB базируется на Oracle 9i, используя OLAP-функциональность, интегрированную в СУБД, а также Java API. Этот программный продукт тесно интегрирован с финансовым пакетом Oracle e-Business Suite и библиотекой KPI (key performance indicators, ключевые показатели эффективности), при этом задействована такая функция, как автоматизация документооборота (workflow), повышающая качество поддержки бизнеса. В продукте предусматривается выдача предупреждений об исключениях, цветовое кодирование, возможности расширенного моделирования и усовершенствованные качественные отчеты. Новая мощная информационная аналитическая система корпоративного планирования и финансового анализа, охватывающая все центры ответственности, должна способствовать рассмотрению бюджетирования в качестве управленческой технологии в гибком развитии бизнеса современных предприятий.


Предыдущая новость:
Елена Шедова освоила все стихии
Следующая новость:
Интервью с генеральным директором Открытых Технологий