Системная интеграция: три этапа и новые задачи

4 августа 2003 Фин. газета
Финансовая газета
#32, август 2003 г.
Этери Хетеева, директор по развитию бизнеса компании Открытые Технологии

Фирмы - системные интеграторы появились в России около 10 лет назад. Хотя потребность в сложных информационных системах только возрастала все эти годы, отношения между заказчиками и системными интеграторами прошли ряд сложных и противоречивых этапов. Только недавно клиенты изменили свое отношение к профессионалам в этой сфере и фирмы - системные интеграторы оказались востребованы в должной степени.


Этапы развития системной интеграции

Появление в России понятия «системная интеграция» можно отнести к 1992 - 1994 гг. В это время начались поставки в нашу страну так называемых RISC-платформ, работающих под системой UNIX. Эти платформы имели сложную архитектуру и позволяли решать задачи, связанные с разработкой геоинформационных систем, моделированием физических процессов, расчетом движения космических аппаратов и т.п. Отечественные машины не могли обеспечить требуемую надежность и производительность.

Поставки сложных UNIX-систем потребовали наличия в штате специалистов, которые бы эти высокопроизводительные вычислительные платформы внедряли и поддерживали. В уставах компаний появилась строка о специальном виде деятельности - предоставление IT-услуг. Это – время рождения фирм - системных интеграторов.

Таким образом, первый этап развития системной интеграции был связан с продвижением на российский рынок UNIX-систем, для обслуживания которых у государственных и частных организаций не было соответствующих специалистов. В период появления быстрых и надежных машин верилось, что руководитель сможет прежде, чем принять решение, смоделировать развитие ситуации в разных вариантах. Даже родился термин «ситуационный центр», где по результатам моделирования ситуаций должно было рождаться оптимальное управленческое решение.

Однако со временем министерства и ведомства, крупные компании начали обращать особое внимание на уровень квалификаций персонала ИТ-департаментов. Этот этап начался в 1995 г. и продолжается частично до сих пор. Он имел свои преимущества и недостатки. Преимущества заключались в том, что для эксплуатации высокопроизводительных машин, работы со сложными базами данных были необходимы специалисты. Создание подобных служб частично приостановило утечку наших специалистов за рубеж. Но при этом ИТ-службы заказчиков стали все больше вовлекаться в разработку ИТ-стратегий, решение прикладных задач, создание уникальных программ. Если нужно было разработать сложную систему, то на уровне концепций эта задача решалась внутри организаций, а роль системного интегратора зачастую сводилась к поставке оборудования. Как правило, конкурсы проводились исключительно по критерию «кто предложит меньшую цену». Системный интегратор понимал, что выбрано неоптимальное решение, но попытки доказать свою правоту могли привести к потере заказчика.

Сегодня уже ясно, что наступает третий этап - стремительное развитие и осознание роли системной интеграции. Новый класс задач, решить которые могут только специализированные компании, связан прежде всего с инвестиционными процессами в российской экономике. Западный капитал уделяет важное внимание прозрачности бизнеса, поэтому внедрение ERP-систем (систем управления предприятием) становится фактором повышения инвестиционной привлекательности предприятия.


Системному интегратору надо доверять

Внедрение ERP-систем выходит за рамки чистого системного интегрирования, поскольку первым этапом работы обязательно является проведение аудита организации. Раньше эту работу выполняли специализированные консалтинговые фирмы, но сейчас каждый уважающий себя системный интегратор старается проводить данный этап своими силами. Кроме того, анализ бизнес-процессов такая же постоянная деятельность, как и разработка системы.

Системные интеграторы выполняют работы, относящиеся к прикладным НИР и НИОКР. Тщательный анализ и моделирование бизнес-процесса на крупной фирме - трудные задачи. Не менее сложны вопросы, касающиеся безопасности информации и построения защищенных сетей, особенно если есть удаленные филиалы.

На первом консультационном этапе системный интегратор часто приходит к выводу о необходимости оптимизировать организацию дел на фирме. Впрямую такой задачи не ставится, но иногда сама логика, заложенная в системе, начинает диктовать необходимость перемен. Особенно это касается процессов, связанных с возникновениями и решениями конфликтных ситуаций, которые до конца должны быть прописаны внутри системы, т.е. уже на начальном этапе работ клиент получает положительный результат, помогающий ему избавиться от явных провалов в организации бизнеса, не заметных при повседневной работе, но четко обозначенных при моделировании процессов.

Внедрение системы класса ERP предваряется тщательным анализом бизнес-процессов фирмы, поэтому отношения между клиентом и системным интегратором должны быть особо доверительными. При этом важна деловая репутация фирмы-интегратора. За последние 10 лет развития системной интеграции круг таких фирм уже обозначился и можно считать, что рынок сформировался.


Расходы и эффективность

Обычно перед тем, как руководитель (владелец, инвестор) окончательно решится на длительный и дорогостоящий процесс внедрения комплексной системы управления предприятием, он требует расчет экономической эффективности. Однако постановка такого вопроса предполагает, что либо на предприятии, либо в отрасли существует надежная общепризнанная методика этих расчетов. К сожалению, в реальности все иначе, и общий принцип обоснования можно сформулировать так: «для организаций определенного масштаба внедрение комплексных информационных систем становится обязательным для успешного развития». Логика такого обоснования выглядит следующим образом: чем сложнее предприятие, тем сложнее управление; чем сложнее управление, тем оно менее эффективно; чем менее эффективно управление, тем менее эффективна деятельность предприятия. Но, к счастью, в этой цепи есть слабое звено - сложность управления. Если многие операции по управлению предприятием явно определены, унифицированы и автоматизированы, то предприятие будет иметь дело со сложностью только тех операций управления, которые останутся не автоматизированы.

Таким образом, повышение эффективности деятельности предприятия в результате внедрения комплексной системы управления зависит от степени «комплексности» внедряемой системы, которая неизбежно выливается в сложность, стоимость и высокие риски проекта внедрения. Однако, точно так же, как и в основной деятельности предприятия, всякий риск минимизируется или страхуется, высокая стоимость проекта внедрения обеспечивается привлеченными средствами, а проблемы, связанные с его сложностью успешно решают профессионалы.

Совершенно уместны конструктивные сомнения в профессионализме поставщика услуг, будь то врач, юрист или системный интегратор. Способы разрешения таких сомнений хорошо известны: выяснение репутации, получение рекомендаций, постепенное наращивание сотрудничества. В тех случаях, когда руководитель не уверен в необходимости большого договора с системным интегратором, можно заключить договор на аудит, в котором оговариваются объем работ и бюджетная оценка стоимости внедрения комплексной информационной системы.

Клиент должен предусматривать в своем бюджете ежегодные расходы на поддержку системы в размере 10-20% ее стоимости. В свою очередь системный интегратор в любое время обязан устранить возникшие проблемы за оговоренные часы. Кроме того, любая система постоянно обновляется. Все компании хотя бы раз в год выпускают новые версии программного обеспечения, которые системный интегратор предлагает клиенту. Больше всего проблем возникает с необходимостью решать задачи расширения систем и включения в них новых модулей и задач. Эту работу должен делать только системный интегратор, потому что для достижения в приемлемые сроки удовлетворительной совместимости различных программ требуется специальный опыт.


Перспективы развития

Внедряя комплексную информационно-управленческую систему, руководитель должен думать не только о сегодняшнем дне, но и о завтрашнем. Традиционные вопросы наращивания имеющихся систем решаются более или менее успешно.

Гораздо сложнее решается проблема, связанная с персонализацией взаимодействия пользователей с информационными системами. Даже в пределах одной организации рост, с одной стороны, количества пользователей, а с другой - количества приложений, которыми они пользуются, делает «узнавание» каждым приложением каждого пользователя крайне сложным. При этом такое «узнавание» совершенно необходимо с точки зрения как выполнения основных задач приложения, так и информационной безопасности. Например, в крупных организациях возникает проблема «пользователей-призраков» - бывших сотрудников, давно не работающих в этой организации, но при этом сохраняющих доступ к информационным ресурсам (в частности, к счетам в банковской системе). Когда мы начинаем думать об информационных системах, обращенные вовне организации (такие, как Интернет-магазины или порталы органов государственной власти, прототипы которых сейчас разрабатываются в рамках «Электронной России»), количество пользователей многократно увеличивается, и проблема усложняется.

Решением таких проблем являются комплексные системы персонализации и управления правами доступа к информационным системам. Ядром этой системы становится каталог, в котором отражена информация, однозначно определяющая и описывающая каждого пользователя. Каждый пользователь, внесенный в каталог, будет наделен инструментом для электронной идентификации - от простого пароля до смарт-карт и «электронных паспортов». Идентифицировав себя, пользователь сможет получить персонализированный доступ именно к той информации, которая ему нужна.

Не секрет, что у каждого сотрудника свое видение того, как устроена деятельность предприятия. Причем, чем меньше общей информации для всех сотрудников предприятия, тем больше времени и сил уходит на непрерывные согласования своих представлений. Это естественно, поскольку, прежде чем начать договариваться, надо найти или общий язык, или переводчика, который в совершенстве знает «языки» собеседников. То же самое происходит при попытке обеспечить взаимодействие нескольких информационных систем, рождавшихся независимо друг от друга. На первый взгляд несложно создать «переводчика» для двух систем. Однако число таких систем в крупной организации исчисляется десятками. Решением этой проблемы является корпоративная интеграция приложений (Enterprise Application Integration, EAI). Комплекс корпоративной интеграции приложений позволяет общаться с огромным числом известных приложений и быстро и экономно устанавливать контакт с ранее не известными. Причем такому комплексу приходится непрерывно представлять деятельность предприятия в целом. Такое целостное, непротиворечивое и актуальное представление не только служит целям эффективного взаимодействия приложений, но и становится источником информации об организации, качественно превосходящим все существующие.

Хотя системная интеграция и развивается в течение 10 лет, современный этап можно считать только началом процесса. В будущем без комплексных информационно-управленческих систем не сможет существовать ни одно предприятие, потому что движение информации - одно их важнейших условий существования цивилизации.




Предыдущая новость:
В краю Христофора Колумба
Следующая новость:
"Рынок системной интеграции не насыщен"