Приложение из ларца

17 июня 2009 IT-manager
IT-manager
июнь, 2009 г.
Алексей Комов

На заре автоматизации бизнеса в компаниях доминировало «самописное» программное обеспечение. народные умельцы, используя доступные им средства программирования, буквально "на коленках" создавали первые прикладные приложения для бухгалтерии, складского учета и других насущных задач.

Сегодня такое положение вещей может вызвать разве что ностальгическую улыбку. да и зачем писать что-то самому, когда рынок ПО буквально наводнен коробочными продуктами на все случаи жизни?


Коробка коробке рознь

Кто первым придумал и сформулировал термин "коробочное" ПО — доподлинно неизвестно. Не исключено, что своим названием этот класс продуктов обязан цветастым картонным упаковкам, напоминающим фасованные кукурузные хлопья. Именно в такой обертке многие приложения продаются сегодня прямо с витрин супермаркетов. Любопытно, что единого мнения относительно того, что же такое коробочный продукт, не существует, и даже ведущие поставщики ПО частенько расходятся в трактовке этого понятия.

К примеру, компания Adobe Systems понимает под коробочным продуктом тиражируемое ПО с фиксированной функциональностью, распространяемое среди широкого круга пользователей. По словам Андрея суслова, инженера по продажам компании Adobe Systems, хотя само слово «коробочный» ассоциируется с соответствующей физической упаковкой, на самом деле более 70% продуктов не покупается в магазине, а скачиваются в виде инсталляционного пакета и для легального использования требуют приобретения лицензионного ключа. Компания Adobe предлагает широкий набор продуктов, которые можно отнести к разряду коробочных. Среди них — популярный пакет Adobe Creative Suite 4 в различных версиях, в состав которых входят такие инструменты как Adobe Photoshop, Adobe InDesign, Adobe Illustrator и Adobe Premiere Pro.

«В нашем понимании коробочные решения — это продукты, которые можно установить и эксплуатировать, не прибегая к помощи высококвалифицированных специалистов», — высказывает свое мнение Кирилл Керценбаум, руководитель группы технических специалистов Symantec в России и странах СНГ. Исторически компания Symantec предлагает решения двух классов. Помимо "коробочных" продуктов (например, Symantec Endpoint Protection Small Business Edition или Backup Exec for MS Small Business Server), в ее портфеле имеются еще и так называемые проектные решения, требующие квалифицированного внедрения.

Андрей брандаус, директор "1C:северо-Запад", в целом соглашается с формулировкой коллеги. Крупнейший отечественный разработчик ПО для автоматизации деятельности предприятий также использует термин "коробочное ПО" применительно к тиражируемым продуктам, готовым к установке и работе. Платформа "1С:Предприятие", на базе которой создаются прикладные программы, поставляется в комплекте с готовыми решениями, то есть по сути тоже является тиражной продукцией. Но при этом она представляет собой мощнейший инструмент разработки, при помощи которого можно создавать индивидуальные решения и дорабатывать уже существующие продукты.


Правовой аспект

Важные уточнения в определение коробочного ПО вносит Ромуальд Здебский, руководитель группы экспертов департамента стратегических технологий Microsoft (россия). Производители коробочного ПО, как правило, обладают правами на интеллектуальную собственность на разработанный продукт, что и создает правовые предпосылки его тиражирования и продаж "в коробке". В то время как разработчики специализированных решений в ряде случаев лишаются этих прав, поскольку, часто по условиям контракта, эксклюзивное ПО становится интеллектуальной собственностью заказчика. Таким образом, компания-разработчик теряет юридическую возможность его тиражировать. Поэтому, например, при монетизации тиражируемого ПО обычно продается только лицензия на право его использования, а не сам продукт, так как все права на него остаются у разработчика. В этом важное отличие «коробки» от решения "под заказ". Кроме того, архитектура коробочного продукта должна предусматривать возможность его использования без необходимости переработки под каждого нового клиента.

Если пользователю придется дорабатывать "коробку" для основных сценариев использования, уровень реальных затрат на нее может стать неподъемным ни для частных пользователей, ни для бизнеса. Поэтому разработка коробочных продуктов требует дополнительных инвестиций в продуманность и техническую поддержку решения. Корпорация Microsoft специализируется именно на выпуске тиражируемых продуктов. Причем их спектр огромен — от серверных и клиентских операционных систем и офисных приложений до платформ разработки ПО, решений объединенных коммуникаций, бизнес аналитики и даже компьютерных игр.


Достоинства и недостатки

По мнению валентина Федотова, руководителя отдела развития компании "доктор веб", для большинства пользователей основной плюс коробочных продуктов — красивая упаковка, которую, несмотря на нематериальное происхождение ПО, можно в буквальном смысле слова пощупать руками, поставить на полку, раскрыть, извлечь из нее фирменный диск и инструкцию. Безусловно, реализовывать "упакованное ПО" на массовом рынке намного проще, чем некий "виртуальный" продукт. "Коробка" имеет предпосылки к тому, чтобы успешно продаваться наряду с другими товарами в компьютерных магазинах и розничной сети супермаркетов. Нечто из серии "пошел за хлебом, между кетчупом и сковородками увидел коробку и понял, что кроме еды крайне нужен антивирус", — комментирует михаил бачинский, исполнительный директор ооо "санкт-Петербургская антивирусная лаборатория данилова". По его словам, немаловажным аспектом является также включение пользователя в процесс лицензирования, поскольку ему предоставляется возможность самостоятельно и собственноручно заполнить регистрационную карточку продукта. Андрей Брандаус из "1C:Северо-Запад" отмечает, что тиражируемое ПО стоит гораздо дешевле индивидуальных решений, а это чрезвычайно важно для частных пользователей, а также малого и среднего бизнеса. "Приэтом сразу после инсталляции пользователь получает гарантированный объем функциональности, работоспособность которого уже проверена на других пользователях, а в дальнейшем может рассчитывать на бесплатное расширение этого функционала в рамках сопровождения продукта, оговоренного лицензией", — подчеркивает василий Посполита, менеджер по продаже программных решений компании Открытые Технологии.

Кирилл Керценбаум (Symantec) считает основным достоинством коробочных решений простоту и адап-тированность для использования в инфраструктурах с ограниченным или отсутствующим IT-персоналом. Однако отсюда проистекает и недостаток "коробок": они, как правило, обладают жестко ограниченной функциональностью. И поэтому для развивающейся компании рано или поздно может наступить момент, когда такое решение перестает отвечать ее задачам.

По словам Ромуальда Здебского из Microsoft, еще один важный момент заключается в том, что коробочные продукты в основном фокусируются на типовые задачи, решения которых востребованы на массовом рынке. Поставщикам тиражируемого ПО часто экономически неэффективно вкладывать деньги в разработку "штучного" функционала, который может быть интересен очень узкому кругу пользователей. Это создает экономические предпосылки для бизнеса разработчиков специализированных решений. Однако для Microsoft, как для производителя коробочного ПО, критически важно поддерживать сценарии расширения функционала своих продуктов. "Поэтому мы инвестируем дополнительные ресурсы в наши продукты и технологии, чтобы они могли служить платформой для новых "коробочных" продуктов, а также специализированных решений "под заказ", создаваемых независимыми компаниями-разработчиками", — подчеркивает Ромуальд Здебский.

Впрочем, благодаря тому, что "коробки" подходят значительному количеству пользователей, они содержат в себе определенные плюсы и для их разработчиков. По мнению Андрея Суслова из Adobe Systems, поставщикам "коробок" не только проще их продавать, но и легче отслеживать легальное использование ПО, поскольку количество инсталляций можно пересчитать по рабочим местам. Однако в процессе создания тиражируемого продукта разработчик вынужден инвестировать в его производство еще до того, как получит какую-либо отдачу, тогда как при разработке специализированных проектов обычно предусматриваются поэтапные взаиморасчеты с заказчиком. "То есть коробочная модель, хотя и дает большие перспективы монетизации, является несколько более рискованной и венчурной по своей сути", — отмечает Ромуальд Здебский из Microsoft.


Мотивация спроса

По данным исследования Ассоциации независимых разработчиков ПО, объем рынка коробочного ПО ежегодно растет на 30-35% и уже по итогам 2009 года может достигнуть $7 млрд. При этом главной движущей силой такого роста является постепенный переход компаний и частных пользователей с "серого" ПО на легальное.

Основной причиной устойчиво высокого спроса на коробочное ПО Кирилл Керценбаум из Symantec считает низкие совокупные издержки на приобретение и владение. Однако в некоторых продуктовых направлениях ПО границы между коробочным и эксклюзивным продуктом постепенно размываются. По словам Андрея Брандауса из "1C:Северо-Запад", многие тиражные решения не исключают индивидуальный подход к клиенту. К примеру, на платформе "1С:Предприятие" партнеры "1C" могут с нуля написать по требованию заказчику практически любую систему.

Однако стоимость такой разработки будет в десятки раз выше, чем использование прикладного решения с доработками под желание заказчика. Поэтому практически всегда даже при внедрении индивидуальной разработки партнеры "1C" используют готовые прикладные решения. И в этом есть огромный плюс для заказчика, поскольку чем уникальнее система, тем больше возникает рисков с ее поддержкой и эксплуатацией и тем выше стоимость владения. "Я помню случай, когда один из наших партнеров тайком внедрял на одном предприятии управленческую систему логистики вместо "самописного" решения, созданного штатным программистом. Директор предприятия и собственник боялись его как огня: программист постоянно требовал повышения зарплаты и шантажировал отключением системы", — приводит пример Андрей Брандаус.


Разная кухня

Эксперты сходятся во мнении, что коробочные и эксклюзивные продукты занимают различные рыночные ниши и практически не пересекаются друг с другом. Причем даже несмотря на то, что некоторые «коробки» и проектные разработки призваны решать одну и ту же задачу. Только, как правило, коробочное ПО — на локальной машине пользователя, а проектное решение — на серверной стороне. В качестве примера Андрей Суслов из Adobe Systems приводит такие характерные продукты как Adobe InDesign и InDesign Server, а также Acrobat и LiveCycle PDF Generator.

Удел тиражируемого софта — сегмент SOHO. Хотя, по словам Кирилла Керценбаума, средний и крупный бизнес тоже частенько использует «коробки» для решения локальных задач. Кроме того, одной из основных потребительских ниш для коробочного ПО остаются образовательные учреждения, участвующие в специальных программах Министерства образования. "Коробочное ПО доминирует во всех сегментах, где у пользователей нет необходимости, возможности или желания заниматься разработкой и настройкой приложений "под себя", — резюмирует Михаил Бачинский (ООО "Санкт-Петербургская антивирусная лаборатория Данилова").

Впрочем, существуют также отдельные продуктовые направления, где коробочные решения явно преобладают. "Антивирусное ПО идеально вписывается в определение коробочного: оно ориентировано на защиту стандартизированного рабочего места, не требует специфических знаний для инсталляции, настройки и использования", — комментирует Василий Посполита из компании Открытые Технологии. Однако, по словам Михаила Бачинского, нужно отдавать себе отчет в том, что защита от вирусов домашнего компьютера с любимой игрушкой "тетрис" и защита компьютерных сетей на предприятии с несколькими сотнями или тысячами ПК, — как говорится, "две большие разницы".


Туманные перспективы

По мнению Ромуальда Здебского (Microsoft), сегменты "коробочного" и специализированного ПО волнообразно стимулируют развитие друг друга. Связано это с тем, что благодаря совершенствованию коробочных продуктов и платформ появляется возможность создавать на базе них "специализированные" системы гораздо более сложного уровня. "Коробки открывают новые горизонты для специализированных решений, и наоборот, новая область специализированной автоматизации часто со временем достигает зрелости, необходимой для коробочной модели", — комментирует Ромуальд Здебский.

Однако в связи с развитием концепции SaaS (Software as a Service — "программы как сервис") долгосрочные перспективы роста спроса на коробочное ПО находятся под вопросом. За последний год большой популярностью стала пользоваться модель распространения программных продуктов в качестве услуги. Как пример Валентин Федотов из компании "Доктор Веб" приводит антивирусный интернет-сервис Dr.Web AV-Desk, который охватывает более 100 интернет-провайдеров, причем не только в России, но и в зарубежных странах.

"Очевидно, что данная модель поставки антивирусного ПО будет становиться все более популярной. Она позволяет активировать антивирусную защиту быстро и просто: для этого достаточно лишь зайти в личный кабинет на сайте у провайдера и выбрать соответствующую функцию", — подчеркивает Валентин Федотов. По его словам, эта модель эффективна также как способ борьбы с пиратством.


Правильная коробка

По мнению Василия Посполиты из компании Открытые Технологии, успех коробочного продукта определяется выбором предметной области, где круг решаемых задач ограничен, поддается унификации и не требует коллективной разноплановой работы. При этом повышенное внимание при разработке коробочного ПО следует уделять эффективной реализации основного функционала и интуитивной простоте интерфейса. Немаловажное значение имеют также эргономичность, дизайн, быстрота и удобство процесса инсталляции — ведь все эти факторы зачастую являются определяющими при выборе продукта. "Для того чтобы коробочный продукт продавался, он должен эффективно закрывать конкретную потребность пользователей. Совсем не обязательно создавать сложное многофункциональное ПО, но если вы сделали архиватор, который отлично сжимает, быстро работает, и при этом прост и легок в работе, то его ждет несомненный успех", — уверен Андрей Суслов из Adobe Systems. Однако ни в коем случае нельзя путать конкретную задачу, распространенную в широком кругу потенциальных потребителей, с задачами конкретного клиента. "Любой программный продукт, нацеленный на индивидуального заказчика и предназначенный для решения крайне ограниченной проблемы, на мой взгляд, нежизнеспособен, поскольку такой продукт "живет" только пока "жив" его пользователь", — комментирует Михаил Бачинский ("Санкт-Петербургская антивирусная лаборатория Данилова").

Комментарий

Василий Посполита,
менеджер по продаже программных решений компании Открытые Технологии. Термин "коробочный" мы определяем как решение, поставляемое обезличенному потребителю "как есть", со стандартным функциональным набором, и не сопровождаемое проектной доработкой с использованием внутренних или внешних ресурсов. Коробочный продукт может быть внедрен заказчиком самостоятельно, с минимальным опциональным конфигурированием. Однако мы сами не поставляем на рынок коробочные продукты. Все наши решения предполагают внедрение у конкретного заказчика с выбором оптимальной технологии на основе общепринятых методик и экспертного опыта, с возможным реинжинирингом существующих процессов. В проектном решении сам продукт является лишь инструментом, а основу успеха составляет концептуальный подход.




Предыдущая новость:
Строим офисную СКС: экономить можно не на всем
Следующая новость:
Унификация транспорта ЦОД