Как рождались ИТ-лидеры России

25 марта 2014 Наталья Рудычева CNews
Сергей Калин: "Главное – найти собственную нишу" 

Российский ИТ-рынок является одним из самых молодых в стране и растет в среднем на 6–7% в год. История большинства ИТ-компаний, занимающих лидирующие позиции, уходит корнями в 90-е годы, когда отрасль высоких технологий в России только зарождалась.


Согласно предварительным оценкам IDC, обнародованным в отчете Russia Vertical Markets 2013–2017 IT Spending Forecast, в 2013 г. российский рынок ИТ вырос на 7% в долларовом выражении по сравнению с 2012 г., когда его объем составлял $35,2 млрд. Наиболее активно росли сегменты программного обеспечения (более 10%), серверов midrange и ИТ-услуг. Сегменты серверов hi-end и персональных компьютеров, напротив, сократились примерно на 10% и 6,5% соответственно.


В перспективе объем российского ИТ-рынка будет расти в среднем на 6% в год и к 2017 г. составит $46,7 млрд. Среди наиболее активно развивающихся сегментов – ритейл (10,7% в год) и банковско-страховой сектор (13,9% в год).


Согласно прогнозам PMR на тот же период, в стабильных макроэкономических условиях среднегодовой темп роста российского ИТ-рынка составит 9%. Сегмент аппаратного обеспечения будет расти почти такими же темпами, как сегменты ИТ-услуг и ПО. При этом продажи аппаратного обеспечения продолжат занимать более половины российского рынка ИТ вследствие достаточно низкого проникновения персональных компьютеров и серверов.


Кто играет на российском ИТ-рынке


На протяжении уже более чем 10 лет CNews Analytics публикует ежегодный рейтинг 100 крупнейших российских ИТ-компаний. Согласно этому рейтингу, совокупная выручка CNews100 стабильно растет год от года. Небольшой провал наблюдался лишь в посткризисном 2009 г., однако уже в 2010 г. рынок восстановился и продолжил поступательное развитие. В 2012 г. по сравнению с 2002 г. выручка 100 крупнейших игроков увеличилась более чем в 7 раз (919 млрд руб. против 131 млрд руб.).


Динамика выручки рейтинга CNews100 в 2001–2012 гг., млрд руб.

cnews_2013.jpg

Источник: CNews, 2013


На начальном этапе – в 2002 г. – в списке лидеров рейтинга превалировали дистрибьюторы компьютерной техники. К 2005 г. их существенно потеснили интеграторы и компании, предоставляющие заказчику комплекс услуг – начиная от поставки оборудования и ПО и заканчивая созданием и поддержкой ИТ-инфраструктуры.


На сегодняшний день первую десятку игроков российского ИТ-рынка формируют компании, которые способны взять на себя весь спектр ИТ-задач заказчика – начиная от ИТ-консалтинга и заканчивая ИТ-аутсорсингом. Среди них «Национальная компьютерная корпорация» (НКК), ЛАНИТ, «Крок», «Техносерв» IBS, «Открытые Технологии», «Ай-Теко», «1C» и многие другие. Кроме того, целый ряд российских ИТ-игроков смог покорить не только отечественный рынок, но и выйти за его пределы. Это такие компании как ABBYY, «Лаборатория Касперского», Dr.Web, «Яндекс» и др.


Ты помнишь, как все начиналось


Российский рынок ИТ зарождался в 90-годы XX века. Советский Союз распался, границы входивших в его состав государств открылись, сложное экономическое положение в стране заставило бывших работников государственных организаций искать для себя возможность самостоятельного заработка. Это было время, когда руководители крупнейших предприятий страны, за редким исключением, даже не подозревали о существовании технологий, уже получивших широкое распространение на Западе.


На этой волне в страну потянулись крупнейшие вендоры, такие как IBM, Sun, Microsoft, Oracle и др. Тогда же усилиями образованных и амбициозных молодых людей в России стали создаваться первые ИТ-компании, многие из которых в дальнейшем стали лидерами отечественного ИТ-рынка.


В 1988 г. Борис Нуралиев организовал на базе НИИ Госкомстата, в котором он работал, хозрасчетный отдел, который занимался проектом в области баз данных. С него началась история компании «1С», которая уже в 1992 г. продемонстрировала на Comtek свой продукт «1С:Бухгалтерия» («Мини-бухгалтерия»). Создателям продукта удалось наладить тесные взаимоотношения с налоговой службой, благодаря чему у них появилась возможность оперативно обновлять версии программы в случае появления изменений в законодательстве. «Изменения в законодательстве всегда публикуются заранее, — рассказывал Борис Нуралиев в интервью Forbes. — Другое дело, что, когда документ готовится, у него может быть несколько вариантов, и разработчикам приходится делать две-три версии программы, а иногда даже оставлять в ней «переключатель».


Основой бизнеса «1С» стало не просто создание востребованного в стране массового продукта, но и внедрение новой для того времени дилерской модели его распространения. «Мини-бухгалтерия» решала самые простые задачи и стоила недорого, а распространявшие ее дилеры получали половину от стоимости. Кроме того, в программу был встроен макроязык, который позволял настраивать решение в соответствии с особенностями бизнеса заказчика.


В дальнейшем вместе с развитием программы и повышением уровня ее сложности возникла необходимость не только в продаже, но и в технической поддержке решения. И тогда «1С» решила пойти по пути создания франчайзингового бизнеса. «Франчайзинг в ИТ вообще редок, опыта не было, – вспоминает Борис Нуралиев – Что-то сами придумали, что-то вычитали из западного опыта, что-то в других отраслях подсмотрели». К середине 1996 г. у компании было уже около 590 франчайзи.


В 1990 г. Игорь Данилов создает свой первый антивирус – резидентный сторож Tadpole, а чуть позже – антивирусный сканер Tornado, способный работать с файловой системой жесткого диска на низком уровне (BIOS). «Начиналось все как хобби в самом начале 90-х годов. Я тогда занимался обработкой сигналов в системе наведения истребителей в одном из закрытых НИИ Санкт-Петербурга. И почему-то заинтересовался проблемой вирусов...», – рассказывал он в интервью порталу Webcity.


В 1992 г. появляется антивирусная система Spiders Web, соединившая сторож Spider (преемник Tadpole) и доктор Web (преемник Tornado). Это событие ознаменовало собой создание компании Dr.Web.


В 1993 г. Dr.Web впервые создает программу, способную распознавать и излечивать компьютеры от сложнейших полиморфных вирусов, что приносит ей мировую известность. Первая коммерческая версия антивирусного сканера Doctor Web появляется в 1994 г.


Интернет приходит в Россию


7 апреля 1994 г. был зарегистрирован домен .RU и запущен первый сайт российской доменной зоны www.1-9-9-4.ru. Он содержал каталог ссылок на ресурсы, связанные с Россией, но расположенные в других доменных зонах. В 1996 г. появилась первая российская поисковая система Rambler. В 1997 г. была создана поисковая система Яndex, которая учитывала морфологию русского языка, расстояние между словами и умела ранжировать документы в соответствии с их релевантностью заданному запросу. «У человека бывает 2–3 хорошие идеи в жизни, и, похоже, что тогда возникла одна из таких. Идея простая: если соединить две хорошие технологии – поиск и лингвистику – получится интересный продукт», – вспоминал впоследствии Аркадий Волож, один из основателей компании.


В 1998 г. на Yandex.ru впервые появилась контекстная реклама, которая в дальнейшем стала основной бизнес-моделью созданной в 2000 г. Аркадием Воложем и Ильей Сегаловичем компании «Яндекс». В 2001 г. открылся Яндекс.Директ – система автоматического размещения контекстной рекламы, которой за первый год работы воспользовались 2500 рекламодателей. За счет контекстной рекламы к 2002 г. компания «Яндекс» вышла самоокупаемость.


В России и не только


В середине 90-х молодые российские ИТ-компании начинают выходить на междунароные рынки. Так созданная в 1989 г. студентом 4 курса Московского физико-технического института (МФТИ) Давидом Яном ABBYY (до 1997 г. BIT Software) вела разработки в сфере распознавания и ввода документов, лингвистики и перевода.


«Мы понимали, что нужно писать резидентную программу, которая позволила бы сделать словарь, «всплывающий» поверх окон Word или Excel и показывающий на экране перевод, – вспоминает те времена Давид Ян в интервью «Компьютерра». – TSR-программирование, надо сказать, тогда казалось чем-то фантастичным: эта техника толком нигде не была описана, книжек о ней почти не было (помню, первые из них появились в Доме научно-технической книги на Ленинском проспекте), знания передавались фактически из уст в уста».


Первый электронный словарь Lingvo 1.0 появился уже в 1990 г., а система распознавания документов FineReader 1.0 – в 1993 г.


В 1997 г. ABBYY начинает продавать лицензии ABBYY FineReader производителям сканеров и распространять продукты для частных пользователей через партнерскую сеть. На первом этапе эксклюзивным дистрибутором продуктов ABBYY в Германии, Австрии и Швеции становится Mitcom Marketing GmbH. В 1998 г. OCR технологии ABBYY поставляются со сканерами Primax уже в 30 стран. В 1999 г. появляется подразделение ABBYY в США, заключается международное соглашение с компанией Acer Peripherals Inc. о поставках ABBYY FineReader Sprint со сканерами Acer. В 2000 г. компания ABBYY открывает подразделение в Европе (Германия).


Главное – найти собственную нишу


Тогда же, в 1992–1994 гг., на отечественном рынке появились «Инфосистемы Джет», «Техносерв», «Открытые Технологии» и IBS. Первым контрактом «Техносерва» стало комплексное переоснащение Вычислительного Центра АНТК имени С. В. Ильюшина. А «Открытые Технологии» заключили контракт на поставку суперкомпьютера для знаменитой тогда «МММ-инвест».


«К этому времени я уже 15 лет проработал в академическом институте, занимался разработкой вычислительной техники – суперкомпьютеров для оборонной промышленности, – вспоминает Сергей Калин, президент компании «Открытые Технологии». – Нас было 10 человек. Первые 1,5–2 года были очень сложными – надо было удержаться на рынке. В результате из 10 осталось 3 человека. В 1994 г. мы заключили первый крупный контракт на $1,5 млн на поставку суперкомпьютера для «МММ-инвест». В 1997 г. в компании было уже 17 человек, а оборот составлял $8 млн».


По словам Сергея Калина, чья компания в этом году отмечает свое 20-летие, самое главное на первом этапе было найти свою нишу. Для «Открытых Технологий» такой нишей стал UNIX и партнерство с SUN Inforsystems, только выходившей на российский рынок. «В 90-е информационные системы в стране только строились, и мы учились их строить вместе с заказчиком», – рассказывает он.


За прошедшие годы в портфеле компании сотни проектов, среди которых крупнейшее в стране в 2000-е годы внедрение системы управления предприятием и построение суперкомпьютеров. С некоторыми из заказчиков «Открытые Технологии» работают с момента своего основания – это ряд территориальных подразделений ЦБ России, «Сбербанка» и «Росбанка», телекоммуникационный холдинг «Уралсвязьинформ».


«Очень важно быть профессионалом в своем деле. Но все-таки на первое место я бы поставил умение строить отношения с заказчиком честно, открыто и делать даже больше, чем предусмотрено контрактом. С руководителями многих компаний-заказчиков у нас сложились дружеские отношения, мы доверяем друг другу», – объясняет причину такого длительного сотрудничества Сергей Калин.

Однако главным достижением компании ее основатель считает не финансовый успех, а создание коллектива, способного решать задачи любой сложности в любой отрасли. «По сути, мы – конструкторское бюро нового типа, и этим мы особенно гордимся», – говорит он.


Предыдущая новость:
Слагаемые успеха
Следующая новость:
Принципы, люди и вехи Открытых Технологий