CNews FORUM 2008: рост в условиях кризиса

21 ноября 2008 CNews
CNews
21 ноября, 2008 года.

В конце октября состоялся второй CNews FORUM. ИТ-директоры ведущих компаний российской экономики и руководители крупнейших отечественных и международных поставщиков ИТ-решений обсудили тенденции российского ИКТ-рынка, перспективы его развития в нынешних непростых условиях и главные направления повышения конкурентоспособности отечественных высокотехнологичных отраслей.

Безусловно, события последних месяцев сказались на отечественном рынке ИТ, и на CNews Forum 2008 немало времени было посвящено обсуждению того, какое влияние мировой финансовый кризис оказал на бизнес российских ИТ-компаний, а также способов борьбы с его негативными последствиями. Как отметил Максим Казак, руководитель CNews Analytics, если до символической отметки – августа 2008 года – главной задачей ИТ-директора была скорость, поскольку бизнес рос небывалыми темпами, то сейчас ключевой задачей стала оптимизация. "В условиях кризиса, когда возникла вынужденная пауза, самое время остановиться и попытаться оптимизировать ИТ-инфраструктуру, выполнить задачу, о которой в период бурного роста не особенно задумывались", – сказал Максим Казак. Участники форума сошлись во мнении, что наиболее верный путь к сохранению статуса ИТ-подразделения внутри предприятия – это увеличение вклада ИТ-специалистов в оптимизацию бизнес-процессов. Очевидно, что когда топ-менеджмент обеспокоен сокращением издержек и начинает "резать" все подряд – расходы на рекламу, маркетинг, ИТ, персонал и т.д., от ИТ-директора требуется, чтобы он и его подразделение смогли принести компании некую добавленную стоимость.

Среди предложенных путей оптимизации можно выделить четыре меры. Первая – это развитие системы удаленной работы. Она позволяет экономить на арендной плате за офисные площади. В качестве примера можно привести компанию Microsoft, доля мобильных сотрудников в которой составляет более 50%. Другая крупнейшая ИТ-компания – Cisco – использует труд 12 тыс. удаленных специалистов, 24% всей работы делается из дома (как удаленными, так и офисными сотрудниками), 85% всего персонала компании работают дома хотя бы раз в неделю. Однако, и это очень важно, подобная организация труда не будет эффективной без развитой системы отчетности – контроль за удаленными сотрудниками не в пример более сложен.

Второй мерой оптимизации была названа концепция SaaS (Software as a Service – ПО как услуга). Согласно статистике, сегодня в мировой практике на постоянные лицензии приходится только 65% затрат на приобретение ПО, а в следующем году, по прогнозам, этот показатель уменьшится до 58%. Как нетрудно понять, все остальные схемы работы – это различные модели приобретения ПО по требованию. Третья и четвертая меры оптимизации – применение сервис-ориентированной архитектуры (СОА) и виртуализации. В частности, за счет последней вместо покупки новых серверов уже сегодня можно повысить производительность имеющихся мощностей на 30-40%. Также стоит отметить, что в ближайшее время следует ожидать появления принципиально нового типа операционных систем, а именно ОС для виртуальных дата-центров. В связи с этим традиционные операционные системы в данном сегменте, скорее всего, уйдут в прошлое.

C полной версией статьи Вы можете ознакомиться здесь: http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2008/11/21/328563


На вопросы CNews ответила Наталья Плотникова, менеджер по развитию сервиса компании Открытые Технологии.

CNews: Как вы оцениваете результаты CNews Forum 2008? Удалось ли в рамках форума раскрыть актуальные и злободневные вопросы отрасли?

    Наталья Плотникова: CNews Forum — это одно из самых важных мероприятий в отрасли, дающее возможность получить ответы на вопросы, касающиеся перспектив развития ИТ-индустрии в ближайшем будущем. Свою эффективность форум доказал и в этом году.

    Большой интерес вызвали результаты онлайн-опроса, проведенного в рамках мероприятия, которые подтвердили, насколько актуальна для CIO проблема оптимизации ИТ-затрат. Также интересно было ознакомиться с опытом внедрения отраслевых решений на местах (услышать рассказ самих заказчиков) и реализации федеральных целевых программ в регионах. Думаю, полученная информация будет полезна не только нам в нашей дальнейшей работе, но и многим игрокам ИТ-рынка.

    Конечно же, важно и то, что данное мероприятие объединило поставщиков и потребителей ИТ-услуг, тем самым дав первым возможность понять актуальные потребности бизнеса по сопровождению, управлению ИТ-инфраструктурой и обеспечению информационной безопасности; а вторым – ознакомиться с перспективными ИТ-решениями и эффективными инструментами оперативного и качественного ИТ-обслуживания, такими как аутсорсинг и аутстаффинг.

    Кроме того, форум помог нам еще раз убедиться в том, что на фоне разрастающегося финансового кризиса все же наблюдается устойчивый рост российского ИТ-рынка — в общем сегменте ИТ-услуг увеличивается доля заказных разработок ПО и ИТ-аутсорсинга.

CNews: Как вы оцениваете перспективы ИТ-аутсорсинга в госсекторе?

    В последнее время роль госсектора в становлении российского ИТ-рынка существенно выросла. По данным IDC, доля этой отрасли сегодня составляет более 18% от всего ИТ-рынка. Госсектор является самым крупным заказчиком, инвестирующим огромные средства в информационные технологии, тем самым стимулируя развитие российской ИТ-индустрии в целом.

    Что касается ИТ-аутсорсинга, то его востребованность в госсекторе обоснована, на мой взгляд, двумя причинами. Во-первых, за последние нескольких лет государственные структуры достигли значительного уровня оснащенности аппаратными средствами, требующими качественного технического обслуживания. А во-вторых, решение задач по сопровождению и управлению ИТ-инфраструктурой требует наличие большого штата высококвалифицированных специалистов, которым госструктуры не обладают. Таким образом, использование ИТ-аутсорсинга в госсекторе не только помогает решить проблему оптимизации расходов, связанные с содержанием ИТ-персонала, но и позволяет оперативно управлять и обслуживать ИТ-инфраструктуру.

    Однако замечу, что, несмотря на "молодость" ИТ-аутсорсинга в России, именно опыт использования его в госсекторе помог выявить ряд факторов, препятствующих развитию в данном сегменте. Среди них — недоверие к аутсорсерам, вызванное отсутствием объективной информации. Решение этой проблемы я вижу только в тщательной разработке и адаптации единых стандартов предоставления услуг ИТ-аутсорсинга и формировании системы страхования рисков аутсорсинговых контрактов.

CNews: Как вы считаете, повлияет ли финансовый кризис на развитие аутсорсинга в России?

    Если говорить в целом, то спрос на аутсорсинг увеличивается, и это доказывает статистика — ежегодные темпы роста этого рынка услуг в России составляют более 50%, что существенно превосходит темпы развития всего рынка ИТ в России за последние годы.

    В условиях финансового кризиса ключевым понятием становится гибкое управление собственными затратами (в том числе на поддержку ИТ-инфраструктуры) и использование в работе тех инструментов, которые позволяют это делать. Аутсорсинг – именно такой инструмент. Привлекая аутсорсера, заказчик получает возможность тратить ровно столько, сколько может себе позволить исходя их текущего объема бизнеса. Поэтому наш прогноз – рост доли аутсорсинга на рынке ИТ-сервисов при общей тенденции оптимизации затрат.

    Естественно, что в связи с ростом спроса на арендуемые ИТ-услуги может увеличиться и спектр поставщиков, предлагающих ИТ-аутсорсинг и ставящих своей приоритетной задачей развитие данного направления, заинтересованных в выгоде долгосрочного партнерства с заказчиком. Поэтому следует ожидать и ужесточения конкурентной борьбы.




Предыдущая новость:
Кризис и системная интеграция
Следующая новость:
Внедрение СУИБ - шаг за шагом