Чего банки ждут от ИТ?

16 июля 2008 CNews
CNews
июль, 2008 г.
http://www.cnews.ru/reviews/free/banks2008/int/ot/
Егор Бородянский в интервью CNews

CNews: Какие тенденции информатизации российской банковской отрасли доминировали в 2007 году, на ваш взгляд? Чего банки ждут от ИТ сегодня?

    Егор Бородянский: На наш взгляд, с одновременным обновлением и модернизацией ИТ-инфраструктуры в банковской сфере была сделана ставка на минимизацию затрат и получение максимальной эффективности. Время глобальных закупок оборудования и ПО постепенно уступает место периоду поиска решений - пусть и менее масштабных, но полностью обеспечивающих выполнение стоящих перед банками задач.

    Также заметной остается тенденция активного интереса банков к промышленным АБС и КИС мировых производителей. Несколько крупных сделок по покупке активов российских банков привели к частичному изменению политики в области ИТ и приведению внутренних подходов и процедур к образцу западных финансовых групп, в которые они теперь входят.

    Я думаю, что сегодня банки ждут инновационных решений, направленных на оптимизацию затрат на обработку и хранение информации, на высвобождение ресурсов за счет увеличения количества интеллектуальных разработок, простых в установке и настройке и функционирующих без участия ИT-специалистов. Возможно, тогда у ИT-подразделений появится дополнительное время на то, чтобы заниматься развитием построенных решений, а не тратить массу времени на обновления, переинсталляции и т.п.

Спрос на какие бизнес-приложения оказался в последнее время наиболее высоким среди банков, работающих на российском рынке?

    Вырос спрос на корпоративные хранилища данных и все, что их окружает (интеграционная платформа, КСП НСИ, CRM, аналитические приложения). Увеличилась потребность банков в мониторинге ИТ-инфраструктуры, помогающем более эффективно и с наименьшими затратами ее поддерживать. Кроме того, повысился спрос на приложения, связанные с непосредственной операционной деятельностью (интернет-банкинг, дальнейшее совершенствование систем операционного дня). Заметен в последнее время интерес и к созданию систем попроектного учета внутри ИT-подразделений. Такие решения способствуют более точному определению стоимости того или иного проекта, в который вовлечено огромное количество сотрудников, чье участие невозможно оценить "на глаз".

Какими факторами, на ваш взгляд, объясняется востребованность этих продуктов?

    Востребованность перечисленных решений обусловлена борьбой банков за клиента. Постепенное формирование полноценной банковской системы приводит к растущей конкуренции, соответственно, банки вынуждены предпринимать меры, позволяющие им оставаться успешными. Например, сейчас бесплатное предоставление банком услуги интернет-доступа к своим счетам и SMS-оповещения о движении средств уже воспринимается как само собой разумеющееся. В то время как всего четыре года назад эта услуга была платной, и люди были готовы ее приобретать - это было в новинку.

    Количество людей, пользующихся услугами банков, растет, повышаются их требования к качеству услуг, многие клиенты сегодня умеют выбирать и сравнивать, поэтому банкам надо всегда оставаться "на острие спроса", чтобы предложить то, что сегодня заставит клиентов прийти именно к ним. Больше продуктов, больше клиентов — соответственно, больше информации, серьезнее требования к ее достоверности, хранению, обработке и скорости поиска внутри систем. Недаром говорят, что время — это деньги, а все, что позволяет экономить время - позволяет зарабатывать.

Какие задачи в области обеспечения информационной безопасности российских заказчиков из финансового сектора вышли на первый план в 2007 году?

    На мой взгляд, в этом году есть устойчивый интерес к технологиям предотвращения злоупотреблений и мошенничества. Это касается как внешних, так и внутренних угроз. Ни для кого не секрет, что многие финансовые скандалы и авантюры были связаны с действиями отдельных людей, которые являлись на тот момент сотрудниками организации. Строгий кадровый отбор и работа служб безопасности и внутреннего контроля, тем не менее, не дает полной гарантии от неправомерных действий определенных лиц. Ведь для совершения некоторых злонамеренных действий при определенном знании бизнеса достаточно всего лишь нескольких минут. Поэтому к заказчикам приходит понимание того, что только специализированные ИТ-решения, предназначенные для защиты информации, могут в дальнейшем спасти деньги, репутацию и сэкономить время на выявление и предотвращении подобных преступлений. Кроме того, в очередной раз регуляторы рынка ужесточили требования по работе с персональными и прочими данными, разделив их на классы. Мы отслеживаем все изменения в законодательстве и стараемся сами предлагать заказчикам новые идеи и подходы по обеспечению ИБ.

Какие технологии обработки и хранения растущего объема информации в настоящее время наиболее активно используются российскими финансовыми организациями? Чем, с вашей точки зрения, обусловлен такой выбор?

    На сегодняшний день особенным интересом пользуются ILM-технологии обработки и хранения данных, представляющие из себя целый комплекс решений, который может быть внедрен поэтапно и без вреда для существующих систем и приложений. Если говорить более подробно, то наиболее важной задачей финансовых структур сегодня является структурирование данных и построение иерархических систем хранения, при которых затраты на хранение, извлечение и обработку информации снижаются за счет сокращения времени их поиска, доставки до систем и актуальности. В дальнейшем сюда добавляются подсистемы управления структурированными и неструктурированными данными и управление ссылками, что позволяет при хранении исключать дублирование, упрощать верификацию и на основе определенных правил принимать решение о необходимости хранения именно этих данных на тех или иных носителях. Наш опыт показывает, что в крупных структурах это позволяет экономить достаточно серьезные суммы и разгружать вычислительные мощности. ILM-решения интересны еще и тем, что на подобных системах возврат инвестиций происходит в 2-2,5 раза быстрее, чем на простом наращивании вычислительных мощностей и увеличении объемов СХД.

Какая доля приходится на проекты для банковского сектора в общем объеме выручки вашей компании? Как этот показатель меняется со временем?

    Объем бизнеса с финансовыми организациями в нашей компании сейчас занимает 14-18% от общего оборота. Это направление стабильно растет на 25-28% в год. Конечно, по сравнению с ростом нашего бизнеса в телекоммуникационном или государственном сегменте этот рост кажется сравнительно небольшим. Но специфика банковского бизнеса несколько иная, нежели в телекоме и госсекторе. Кроме того, развитие ИТ в финансовых организациях началось гораздо раньше, чем в других отраслях. Поэтому к моменту бума ИT на других вертикальных рынках многие банки уже имели грамотно построенную и успешно функционирующую инфраструктуру.

Какие проекты, реализованные в российских финансовых структурах, вы могли бы отметить в числе ключевых по итогам 2007 года?

    Если говорить об информатизации российского банковского сектора в целом, то, на мой взгляд, наиболее интересным был проект по созданию корпоративного информационного хранилища в ВТБ-24. Среди наших решений, прежде всего, хотелось бы отметить завершение проекта по хранению данных на базе методологии ILM в одном из крупнейших банков. Показательны также несколько проектов по созданию резервных ЦОДов.




Предыдущая новость:
Доказательства уязвимости ВОЛС
Следующая новость:
"ЦОД должен обеспечивать рост бизнеса, а не наоборот"