Госуслуги, BIG DATA и МФЦ

6 мая 2013 Денис Андриков i-business.ru

Обратите внимание на планы развития ФЦП «Информационное общество» до 2020 года. Если реализовать хотя бы четверть заявленного функционала, то без применения эффективных инструментов работы с информацией мы просто погрязнем в потоках данных, утонем в этом цифровом хаосе. При реализации программы, на мой взгляд, была выбрана понятная, но порочная практика. Вместо того чтобы построить фундамент информационной платформы, определить и придерживаться правил игры, закрепить баланс сил участников процесса предоставления госуслуг, был выбран путь, вступив на который можно, якобы, получить быстрый результат. Причины выбора такого пути в определенной степени обусловлены предыдущими программами развития нашей информатизации ФЦП «Электронная Россия» 2002-2010[i] и т.п. Быстрый результат в такой конфигурации был найден в виде МФЦ (многофункциональный центр, см. «Указ Президента №601 от 07/05/2012[ii]»). К сожалению, регионы слишком рьяно взялись за реализацию, и в итоге выросли дворцы, в которых сосредоточились не источники управления ИТ-ресурсами того или иного ведомства, а представители этих ведомств. И мы получили якобы МФЦ–службы одной двери, а не одного окна, как предполагалось изначально.

Выходом из сложившейся ситуации может быть передача технологической и нормативной управленческой инициативы в Минкомсвязь.

Методологию предоставления федеральных, региональных и муниципальных услуг следует утвердить на федеральном уровне, разработать единый каталог сервисов работы с предоставлением госуслуг. В этом деле решения можно принимать только единолично и директивно. С технологической точки зрения концепция BIG DATA в сферу госуслуг вписывается как нельзя лучше: территориально-распределённые хранилища разнородной информации, необходимость интеллектуального анализа данных, выявление взаимосвязей и управление жизненным циклом данных. Последнее, пожалуй, должно стать тем аспектом, с которого стоит начать технологическое перевооружение. Теперь главное – без изменения роли МФЦ в процессе предоставления госуслуг вряд ли что-то изменится. На мой взгляд, стоит взглянуть на МФЦ как на ЦОД. Да-да-да, именно центр хранения и обработки данных. Только не в смысле представления айтишников, а как на ядро системы, средство доступа к госуслугам - шикарный дворец или мобильный пункт, оборудованный прямо в Газели, вторичны. Ключевой аспект BIG DATA - синтез новых знаний (см. предыдущую колонку) - используем в системе поддержки принятия решений и управления жизненным циклом данных: пришёл оформлять свидетельство о рождении или выход на пенсию - тебе сразу подсказка о социальных льготах или субсидиях, предложения поучаствовать, например, в программе «Молодая семья».

Итак, план мероприятий таков: строим единую информационно-коммуникационную инфраструктуру, разрабатываем единый стандарт сервисов работы с предоставлением госуслуг, рассматриваем концепцию доверенного хранения данных на мощностях ведомственных дата-центров, разрабатываем собственный ETL (это важно, ведь никому нельзя отдавать центральный процесс движения данных). Вот как-то так BIG DATA и поможет перевести электронное взаимодействие «гражданин-государство» в новое русло.


[i] http://minsvyaz.ru/ru/directions/?regulator=40

[ii] http://www.rg.ru/2012/05/09/gosupravlenie-dok.html


Предыдущая новость:
Смотри в небо – спаси Россию от метеорита
Следующая новость:
Интеллектуальная система прогнозирования аварий: история и перспективы внедрения