Вызов гиганта

24 Мая 2004 Компания
Компания
#20, 24 мая 2004 г.
Александр Сергеев

Компания Открытые Технологии получила путевку в "большую жизнь". Сделка между Oracle и холдингом "Связьинвест" вывела Открытые Технологии в лидеры рынка интеграции. Компания готовится принять вызов, который бросила ей суперсделка.

До подписания контракта на автоматизацию холдинга "Связьинвест" компания Открытые Технологии была одним из многих российских системных интеграторов. Проект ценой в $153 млн, стартовавший 20 июля 2003 года, изменил ситуацию. В соответствии с контрактом в подразделениях холдинга "Связьинвест" по всей России будет внедрена ERP система (Enterprise resource planning, система управления ресурсами предприятия), разработанная Oracle. Столь масштабных проектов в России не выполнял никто.


Как удержаться в русле

С лета 2003-го, вне зависимости от контракта со "Связьинвестом", штат компании увеличился более чем вдвое: год назад здесь работали 120 человек, сейчас -270. "Мы прилагаем существенные усилия, чтобы удержать компанию в том русле, в каком она развивалась десять лет. Процесс адаптации новых сотрудников нельзя назвать гладким, - отмечает президент Открытых Технологий Сергей Калин. - Вписать программиста или инженера в корпоративную среду не так уж сложно, вписать человека, который приходит на должность директора или начальника отдела, - гораздо сложнее". В HR-отделе находятся заявки еще на 100 специалистов, однако даже если все заявки будут удовлетворены и штат компании достигнет 370 человек, для выполнения проекта в холдинге "Связьинвест" этого все равно недостаточно. Сергей Калин полагает, что проект в "Связьинвесте" потребует усилий около 500 человек: "Конечно, мы не будем принимать на службу 500 человек. Мы выступаем в роли генерального системного интегратора, в качестве субподрядчиков с нами будут работать еще пять интеграторов". В компании была организована дирекция по работе со "Связьинвестом". В состав этого подразделения вошли около 50 человек- project-менеджеры, системные архитекторы, программисты - им предстоит координировать действия партнеров.

Чтобы компания не потеряла индивидуальности в процессе быстрого развития, ее руководителям пришлось поработать над укреплением корпоративной культуры. Сергей Калин говорит, что в Открытых Технологиях были сформулированы представления о миссии компании и ее основных ценностях, а также приняты процедуры адаптации новичков - например, знакомства с корпоративным кодексом и представления нового сотрудника, включающего общую рассылку персональной информации о нем и его фотографии. Кроме того, в компании начато внедрение внутренней ERP-системы. Было принято решение упорядочить информационную среду фирмы, взаимодействие сотрудников друг с другом и с клиентами.


Прямое воздействие на клиента

"То, что делает наша компания, - это отклик на происходящее на рынке", - комментирует рост бизнеса технический директор Открытых Технологий Дмитрий Северов. По его наблюдениям, за 14 лет российский рынок системной интеграции претерпел качественный сдвиг. В начале 1990-х масштаб проектов был невелик. Так, автоматизация касалась работы отдельно взятого бухгалтера. Сейчас интеграторы внедряют комплексные "сквозные" системы, обслуживающие бизнес-процессы на уровне предприятия в целом. Ход эволюции рынка Дмитрий Северов иллюстрирует таблицей.


Краткая история автоматизации

Потребление информационных технологий в РФ

Год Предмет автоматизации Масштаб автоматизации Доминирующая коммуникация
1990 Функция

Должностная обазанность

Бумажный документооборот
1995 Задача

Должность

Телефон
2000 Процесс Подразделение Сотовый телефон, e-mail
2005 Бизнес в целом Предприятие Электронное сотрудничество
2010 Отношения бизнесов Экономика Электронное взаимодействие (B2B, B2C, B2E)

Северов уверен, что современный интегратор "оказывает прямое воздействие на бизнес клиента". Подготовка к этому воздействию начинается на стадии обследования, когда происходят первые встречи интегратора и клиента.

Обследование может иметь разные формы. В наиболее сложных случаях такой формой являются услуги аудита и консалтинга, предоставляемые на договорной основе. Собственно, роль обследования, как полагает технический директор Открытых Технологий, в том и состоит, чтобы определить, как именно информационная система улучшит бизнес-процессы заказчика. Как, например, она упростит задачи управления, как сделает бизнес прозрачнее, понятнее и эффективнее. Дмитрий Северов говорит, что Открытые Технологии решили заняться управленческим консалтингом, исходя из требований времени: "Сотрудничая с заказчиками в проектах, мы заметили, что часто его ИТ-служба пытается адресовать руководству сообщение о бизнес-процессах предприятия, но, находясь в рамках ИТ, не может сформулировать это сообщение на языке бизнеса". По мере движения рынка от простой автоматизации отделов к комплексной автоматизации предприятия управленческий консалтинг стал естественным образом выдвигаться на первый план.

Логика развития рынка подводит российских интеграторов к необходимости брать на себя исполнение новой роли. Интеграторам-по крайней мере тем из них, кто работает с крупными заказчиками, - приходится осваивать амплуа консультантов. Западные технологические компании, такие, как IBM и Hewlett-Packard, задумались над этой ролью еще раньше. В конце 1990-х они стали создавать у себя консалтинговые подразделения. Однако вхождение в роль консультантов легким быть не обещает.


К вам едет консультант

"Я - скептик, - заявил на ежегодной конференции Открытых Технологий заместитель технического директора компании "Уральский GSM" Алексей Устюжанинов. - Представьте себе: приходят внешние консультанты, долго вникают в проблемы заказчиков, и не факт, что предложат лучшее решение. При этом деньги за свои услуги просят немалые".

Финансовый директор Челябинского филиала "Уралсвязьинформа" (входит в холдинг "Связьинвест") Валерий Чернышев настроен еще более решительно: "У меня есть опыт работы с профессиональными консультантами, в том числе из нынешней "большой четверки" (KPMG, Ernst & Young, Deloitte & Touche, PricewaterhouseCoopers. - Прим. "К°"). Они исписали массу бумаги, потратили наши деньги, а результата не было почти никакого. Трудно оказалось объяснить сотрудникам, почему консультанты, изложившие в отчетах идеи, сформулированные специалистами заказчика, получают в качестве гонорара около $1000 в день".

Директор по финансам Екатеринбургского филиала "Уралсвязьинформа" Евгений Грачев говорит, что не видел ни одного консультанта, который согласился бы работать с оплатой не по часам, а в зависимости от конечного результата."Однажды на конференции Мирового банка я задал вопрос, есть ли у компаний, входящих в "большую четверку", опыт успешного управленческого консалтинга в России? Мой вопрос остался без ответа", - замечает Грачев. "Открытым Технологиям" предстоит работать с уральскими скептиками в рамках "связьинвестовского" суперпроекта. Дмитрий Северов не испытывает тревоги по этому поводу: "Это нормальная ситуация. Уральские компании "Связьинвеста" - агрессивные (в хорошем смысле этого слова), компетентные заказчики. Три - пять лет назад российские клиенты превосходили по своим знаниям консультантов, отсюда их негативное отношение к консалтингу". Иными словами, на заре российского капитализма западный консультант едва ли мог предложить эффективное решение искушенному в тонкостях отечественного бизнеса российскому директору. К тому же консультанты "большой четверки" редко направляли в российскую провинцию лучших своих бойцов. В результате, как говорят уральские финансовые менеджеры, "консультанты учились на наши же деньги".

Сегодня "консультант повзрослел" (если под взрослением понимать накопление реального опыта), а рынок стал более цивилизованным и более отзывчивым в отношении советов, которые дает представитель консалтинговой фирмы. На рынке интеграции все настойчивее звучит мысль о том, что в рамках проекта работа консультанта должна принести практический результат и быть оплачена в зависимости именно от него.


Оппозиция прозрачности

"Нет сомнения в компетентности и опытности консультантов, работающих на рынках ИТ-услуг в России. Главным в реализации успешного проекта является не только желание заказчика, но и совокупность финансовой и организационной готовности предприятия, -считает заместитель главного инженера Мозырского нефтеперерабатывающего завода Геннадий Карасев. - Поэтому можно сказать: нет плохих консультантов, есть плохие заказчики". Мнение Карасева, идущее вразрез с суждениями уральских связистов, отражает важную тенденцию на рынке интеграции - клиенты находятся на разных стадиях корпоративного развития. В то время как банки, страховые компании и торговые сети занимаются комплексной автоматизацией бизнес-процессов, другие предприятия, например оборонные заводы, только-только открывают свои двери для системных интеграторов. Сергей Калин говорит, что спрос на услуги интеграторов быстро растет в финансовом и страховом секторах, а также в ритейле - то есть в тех отраслях, где высок уровень конкуренции, а менеджмент озабочен вопросами эффективности, и где никому не нужно объяснять, почему бизнес должен быть прозрачен. На государственных или полугосударственных заводах дело обстоит иначе. Здесь менеджеры, оберегая свои интересы, зачастую борются за непрозрачность бизнеса и затягивают внедрение информационных систем, делающих их работу слишком открытой. В Открытых Технологиях такую противоречивую ситуацию называют "рабочим моментом, хорошо знакомым по предыдущим проектам".


Зоопарк в наследство

Информационная инфраструктура "Связьинвеста", которую будут модернизировать Открытые Технологии, представляет собой пеструю картину. Входящие в холдинг областные предприятия электросвязи автоматизировали бизнес, руководствуясь собственными вкусами, потребностями и финансовыми возможностями. Например, начальник отдела эксплуатации ИТ "Уралсвязь-информа" Михаил Крымский сообщил "К°", что в "Уралсвязьинформе" есть не один, а два ключевых офиса - в Перми и Екатеринбурге, соответственно архитектура информационной системы должна учитывать это обстоятельство. В других региональных подразделениях "Связьинвеста" свои особенности, которые как в зеркале отразились в информационной инфраструктуре. На просторах российской связи Открытым Технологиям предстоит встретиться с самыми разными информационными системами - промышленными и доморощенными. На жаргоне интеграторов такую разнородную картину обычно называют "зоопарком", в компании Открытые Технологии предпочитают термин "унаследованные системы".

Начальник отдела развития решений Открытых Технологий Василий Шабат говорит, что его компания "сплошь и рядом встречает на объектах унаследованные системы" и относится к пестроте решений, "как к явлению природы, как к жизненному факту". Сложность проекта в "Связьинвесте" состоит в том, что интегратору придется столкнуться более чем с сотней старых информационных систем одновременно - задач такого масштаба российские интеграторы еще не решали. Сергей Калин так раскрывает политику в отношении "наследия": "Старые системы будут оценены. Все функции ERP из них изымут и передадут новой системе, это "политическое решение" заказчика. Те системы, которые выполняют другие функции, уцелеют и продолжат работать".

Помимо "Связьинвеста" компания ведет и другие крупные проекты, основанные на принципе "унаследованных систем". Примером может служить проект построения мультисервисной сети для Западно-Уральского производственно-технического управления связи ОАО "Связьтранснефть".


Открытые Технологии - российская компания, работающая на рынке системной интеграции с 1994 года. Создана специалистами Института точной механики и вычислительной техники АН СССР. Специализируется на реализации сложных информационных проектов. Компания сотрудничает с ведущими производителями информационных технологий - такими, как Sun, IBM, Hewlett-Packard, EMC, Cisco, APC, Oracle. В числе клиентов "Открытых Технологий" - Центральный банк РФ, Альфа-банк, Росбанк, банк "Русский Стандарт", "Соник Дуо", "Связьтранснефть", МТУ-Интел, РАО "ЕЭС России", "Газпром", "Лукойл-Пермь" и другие. Президент компании Сергей Калин говорит, что до контракта со "Связьинвестом" бизнес "Открытых Технологий" рос приблизительно на 30% в год. Оборот в 2003-м составил около $270 млн, прогноз на 2004 год - $300 млн.

В состав холдинга "Связьинвест" входит семь межрегиональных телекоммуникационных компаний, объединяющих 89 областных предприятий электросвязи, а также национальный оператор магистральной связи "Ростелеком". Компании оказывают услуги фиксированной и мобильной связи, передачи данных. Совокупная номерная емкость - свыше 31 млн номеров. На предприятиях "Связьинвеста" работают более 364 000 человек. Основным акционером ОАО "Связьинвест" является государство (75% + 1 акция). За 2003 год выручка составила 151 млрд руб., прибыль 19,7 млрд руб.

Корпорация Oracle - второй в мире (после Microsoft) поставщик программного обеспечения и крупнейший поставщик программ для управления информацией. Годовой объем продаж - более $10,9 млрд.

Отбор поставщиков ERP-системы проводился несколькими этапами. С программой от Oracle (ERP называется E-Business Suite и представляет собой многофункциональное комплексное интегрированное решение) конкурировали еще 15 продуктов. Компания Открытые Технологии была выбрана в качестве генерального системного интегратора проекта в "Связьинвесте" также в результате конкурсного отбора. Генеральный консультант проекта - Accenture.




Предыдущая новость:
Открытые Технологии: превращение сети в облако
Следующая новость:
Формула интеграции по Открытым Технологиям