Следует говорить о зрелости банковского бизнеса в целом

6 Ноября 2003 CNews
CNews.ru
Григорий Шевченко

На вопросы CNews.ru ответил Григорий Шевченко, руководитель направления по работе с крупными финансовыми организациями компании Открытые Технологии, эксперт Ассоциации Российских Банков по ИТ.

CNews.ru: Как вы оцениваете зрелость ИТ-стратегий российских банков?

Григорий Шевченко: Нельзя рассматривать ИТ-стратегию того или иного банка в отрыве от стратегии его бизнеса. ИТ-структура банка, выстроенная в соответствии с ИТ-стратегией, не может существовать сама по себе, а призвана помогать решать бизнес-подразделениям задачи, которые руководство банка ставит перед организацией в целом. Поэтому существование и развитие ИТ-стратегии банка находится в тесной связи с тем, как банк позиционирует себя на финансовом рынке, к каким рубежам стремится и каких целей добивается.

Зрелость ИТ-стратегий, также определяется серьезностью целей, которые ставят перед собой банки. Поэтому стоит говорить не о зрелости ИТ-стратегий, а о зрелости банковского бизнеса в целом.

Банковская сфера сегодня бурно развивается. Банки активно ищут новые рынки, предлагают клиентам новые услуги. Так, например, очень сильно развивается сейчас рынок услуг в области кредитования физических лиц (retail). Банки, которые уже активно и всерьез работают на этом рынке, столкнулись c серьезными требованиями к ИТ-структурам, обеспечивающим этот бизнес. Это и большая размерность клиентских баз, и необходимость отслеживать в режиме on-line значительное количество параметров по каждому счету, и необходимость обеспечения работы 24 часа в сутки и т.д., и т.п. И это притом, что данный бизнес пока только развивается, и в ближайшее время нагрузка на компьютерные системы, поддерживающие его, будет только расти. Конечно, при проектировании подобных комплексов обработки данных необходимо учитывать все вышеперечисленное, и результат здесь будет ярким свидетельством того, насколько серьезны устремления банка в данном сегменте рынка.

CNews.ru: Каковы ключевые тенденции в информатизации финансового сектора в России?

Григорий Шевченко: Эти тенденции характерны не только для финансового сектора, но и для всего рынка информатизации в целом. Прежде всего, это консолидация, как на уровне вычислительных систем, так и на уровне систем хранения. Актуальным направлением является обеспечение непрерывности и целостности бизнеса (Business Continuity): создание систем резервирования, строительство резервных центров, внедрение систем информационной безопасности. Ну, и, конечно, интеграция бизнесов (Business Integration).

CNews.ru: В США и в Европе финансовый сектор традиционно занимает первое место по объемам ИТ-бюджетов. В то же время в России, по данному показателю, финансисты отстают не только от промышленников, но и от связистов. Как долго сохранится такая ситуация?

Григорий Шевченко: В данной ситуации определяющим фактором является экономика.

Негосударственный банковский сектор сложно сравнивать с промышленным сектором или сектором связи, поскольку он относительно молод и только развивается. Впереди еще тесная интеграция с промышленными предприятиями и предприятиями связи, дальнейший передел рынка, создание финансово-промышленных корпораций и т.д. В промышленно развитых странах финансовый сектор традиционно один из превалирующих секторов экономики. Это и объясняет лидерство финансистов по объемам ИТ-бюджетов. В России не такой уровень развития экономики, и пока банки стоят особняком.

На мой взгляд, устойчивой тенденции среди банков на увеличение своих ИТ-бюджетов пока нет.

CNews.ru: Следует ли ожидать от банков и страховых компаний опережающего роста затрат на ИТ в ближайшие годы?

Григорий Шевченко: Может быть, года через два-три года такая тенденция и возникнет — поживем, увидим. Ситуация меняется очень быстро. Мы пока не видим какого-то опережающего роста затрат. Пока ИТ-бюджеты банков находятся в пределах 5-15 % от оборота компании, что совсем неплохо, потому что раньше этот показатель был еще ниже. Но тенденций к устойчивому росту пока еще нет.

CNews.ru: Как вы оцениваете перспективы развития интернет-бизнеса в финансовом секторе России? Речь идет, прежде всего, о технологиях интернет-банкинга, трейдинга или онлайн-страхования.

Григорий Шевченко: Безусловно, этот бизнес развивается, и будет развиваться дальше. Но на пути этого развития стоит очень серьезный барьер, который связан с информационной безопасностью бизнеса в интернете.

Сейчас интернет превратился в потенциально мощное оружие против конкурентного бизнеса. Такие вещи, как атаки, направленные на отказ в обслуживании (DDoS), стали обычным делом, и вряд ли можно найти организацию, имеющую присутствие в интернете, которая хотя бы пару раз за текущий год не подвергалась подобным атакам. Интернет полон сетевых червей, вирусов и хакеров. Хакерский рынок сегодня готов к заказному выведению из строя бизнесов в интернете. Теоретически сейчас ничего не стоит подвергнуть атаке отказа обслуживании любую корпоративную сеть, имеющую выход в интернет.

Компания Открытые Технологии сегодня одна из немногих, кто способен предложить своим заказчикам правильный подход к решению проблемы информационной безопасности, основанный на технологии активного аудита. Что же касается таких «решений» как межсетевые экраны, позиционирующихся как панацея от любых атак, то они уже давно не актуальны, так как реально ни от чего не спасают. Мы не заявляем о собственном ноу-хау, но наш подход к решению вопроса информационной безопасности начинается с анализа рисков, создания моделей нарушителей, моделей контрмер. Мы довольно успешно внедряем эту технологию для ряда заказчиков, среди которых много крупных финансовых структур.

CNews.ru: Насколько, на ваш взгляд, интернет вообще приспособлен для ведения бизнес-операций в плане безопасности?

Григорий Шевченко: Интернет сам по себе не приспособлен для ведения бизнес-операций. Но их можно вести, используя технологии информационной безопасности. Невозможно обеспечить 100% защиту, но мы предлагаем технологию, позволяющую в большинстве случаев отразить атаку, а если атака все-таки прошла, то увидеть ее в корпоративной сети и свести ее деструктивное влияние к минимуму.

CNews.ru: Некоторые эксперты говорят о том, что ИТ-бюджеты банков имеют сильный перекос в сторону защиты информации. Насколько, на ваш взгляд, затраты на безопасность данных в банках адекватны реальным угрозам?

Григорий Шевченко: К сожалению, эти затраты неадекватны. Реальные угрозы намного выше. Если рассматривать безопасность в целом, не только как защиту от несанкционированного доступа, но и от стихийных бедствий, катастроф, поломок оборудования, ошибок обслуживающего персонала — человеческого фактора, то затраты на нее должны быть намного больше, чем есть сегодня у большинства банков. Бюджеты должны иметь большую статью, предназначенную для защиты информации. Известна, например, оценка, по которой стоимость мероприятий по защите информации определяется стоимостью самой информации.

CNews.ru: Какая доля доходов компании Открытые Технологии приходится на продажи услуг и оборудования в банки?

Григорий Шевченко: Открытые Технологии уже давно работают с крупными финансовыми структурами и их доля в доходе компании около 40% из общего числа клиентов, исключая очень крупных заказчиков.

CNews.ru: Кстати о крупных заказчиках. Анализируя список проектов Открытых Технологий в финансовом секторе, складывается впечатление, что вы ориентируетесь исключительно на проекты по созданию крупных систем. Насколько интересен для вас сегмент средних решений, например, CRM-систем? Как вы оцениваете перспективы спроса на CRM в российских банках и страховых компаниях?

Григорий Шевченко: Наша ниша на рынке — проекты у крупных заказчиков. Мы уже давно и довольно успешно работаем в этой области. Естественно, мы работаем и с клиентами, у которых меньший бюджет на ИТ и проекты, находящиеся в нашей компетенции. К примеру, это внедрение систем информационной безопасности в банке. Как раз сегмент средних решений, особенно если речь идет о банке, уже работающем в этом направлении. Создавать такие системы нам очень интересно. Это не столько поставки оборудования и ПО, сколько проектные работы, работы по настройке компонент системы на взаимную работу и работы по подготовке существенного объема регламентной документации для заказчика.

Что касается спроса на СRM-системы, здесь дело, скорее всего, в неготовности бизнес-подразделений заказчиков инвестировать в это направление. CRM-системы характерны для организаций, имеющих десятки тысяч потенциальных клиентов, для которых в свою очередь они предлагают сотни персонифицированных услуг. Хорошим примером здесь могут служить крупные западные инвестиционные банки или ритейловые компании. Хотя, например, call-центры (как один из элементов CRM) внедряются достаточно успешно.

CNews.ru: Какие проекты в банковской сфере запланированы на следующий год?

Григорий Шевченко: В следующем году получат свое развитие проекты, которые уже запущены. Это проект развития систем хранения в Росбанке. Аналогичный проект по развитию существующих систем хранения ведется в банке «Русский Стандарт». Будут продолжены работы по внедрению систем информационной безопасности в ряде российских банков. В МДМ-Банке ведется проект по модернизации центра обработки данных. Еще несколько банков заказали у нас модернизацию своих вычислительных комплексов, которые ранее были нами построены.

CNews.ru: Спасибо.




Предыдущая новость:
С царем в голове
Следующая новость:
Корпоративная связь на государственной службе