Системность телекома

7 Ноября 2012 Стандарт
СТАНДАРТ
Ноябрь 2012
ТАТЬЯНА ЗОЛОТОВА

Системные интеграторы активно взаимодействуют с операторами, предлагая им новые решения. В интервью шеф-редактору "Стандарта" Татьяне Золотовой президент ЗАО "Открытые Технологии 98" Сергей Калин рассказал насколько российские операторы готовы к такому сотрудничеству и какова роль современного системного интегратора на телекоммуникационном рынке.

- Готова ли сегодня инфраструктура операторов к внедрению новых услуг?

- Это зависит от того, по какой бизнес-модели данный оператор собирается работать в ближайшем будущем. Традиционная и наиболее распространенная бизнес-модель "трубы" не требует усложненной инфраструктуры. Оператор обеспечивает только транспорт, а услуги создают транснациональные облачные компании, активно продвигающие сервисы в публичной сети. Эта модель все больше доминирует, и многие мировые игроки принимают данные правила игры. Появление технологии LTE активно подтолкнет к такой модели и игроков мобильного рынка, хотя пока она преобладала только на рынке ШПД. С другой стороны, операторы понимают, что основные доходы начинают перетекать в публичную сеть, и хотят найти свое место на меняющемся рынке. В этом случае требуется подготовка инфраструктуры и бизнес-процессов к работе в новых условиях. Оператор должен открыть функционал своей инфраструктуры для третьих компаний – разработчиков сервисов и автоматизировать взаимодействие с ними, что делается путем создания среды и платформы доставки услуг (SDP/SDF). И здесь необходимо построение дополнительной инфраструктуры, помощь системного интегратора. Мы уже работаем над несколькими проектами в данной области.

- Внедрение новых продуктов вендоров требует от операторов значительных вложений? Как долго эти инвестиции окупаются?

- Как правило, при внедрении сервиса операторы рассчитывают бюджеты, исходя из срока окупаемости от одного до трех лет. Если же говорить об инфраструктурном проекте, который влечет за собой формирование новой среды управления сервисами и поддержку новых бизнес-моделей, то период его окупаемости может быть растянут до 5?10 лет. Именно по этой причине инфраструктурные проекты запускаются редко.
Но в последнее время операторы стремятся применять такую модель разделения доходов, при которой не нужно инвестировать во внедрение того или иного решения. За них это делают партнеры – разработчики сервисов. Оператор же платит только процент с доходов, получаемых от используемого решения, то есть инвестиционная составляющая для него полностью отсутствует. Если динамика продаж запущенного сервиса является положительной для оператора, то он может принять решение об увеличении инвестиций в данное направление, и риски при этом будут ниже, чем на старте.

- Как вы расцениваете перспективы внедрения в России технологии Near Field Communication (NFC)?

- Данная технология еще не очень популярна в нашей стране, но скоро чипы NFC будут во многих телефонах. Соответственно, оператор сможет предложить абоненту множество новых бизнес-кейсов. У нас уже есть ряд пилотных проектов с применением этой технологии – от распределенных систем управления бизнес-логикой до прототипов электронных устройств, базирующихся на них. Например, в 2012 году мы запустили проект для медицинской сферы, максимально готовый к внедрению NFC (NFC Ready): персонал, пациентов и оборудование больницы снабдили активными метками, которые позволяют мониторить их местонахождение во всех помещениях медицинского учреждения.

- Многие операторы создают "карманных" интеграторов для решения своих ИТ-задач. Какова роль современного системного интегратора на телекоммуникационном рынке?

- Если говорить о внедрении новых систем и сервисов тем или иным оператором, то здесь роль системного интегратора осталась прежней. Чтобы быть в тренде, надо постоянно отслеживать технологические новинки, проявлять инициативу, анализировать рынок в целом. Самому оператору с этим не справиться в силу сложившейся в компании практики управления бизнесом и процессами реорганизации, направленными на оптимизацию расходов. Системный интегратор может помочь во внедрении новых идей и решений в сеть оператора. Что касается "карманных" ИТ-интеграторов, то не всегда их работа может приводить к желаемому результату. Из-за камерности такому интегратору может не хватать компетентности в решении некоторых вопросов. Тогда оператор для выполнения работ вынужден брать в качестве субподрядчиков третьи компании, а это уже другие цены. В итоге он несет дополнительные расходы, получая менее качественную услугу. Поэтому я считаю, что услуги внешних системных интеграторов на телеком-рынке все равно будут востребованы.

- Как новые наработки и решения попадают в портфель продуктов вашей компании?

- Мы анализируем существующие в телекоммуникационной отрасли тенденции, участвуя в международных консорциумах и различных тематических конференциях. Там мы получаем информацию, позволяющую прогнозировать будущие потребности операторов и ­начинать ­проработку решений, ­необходимость в которых возникнет в ближайшие два-три года. Этого достаточно, чтобы получить временное конкурентное преимущество на ИТ-рынке и более оперативно отвечать на появляющиеся запросы операторов.

Однако существуют проблемы продвижения новых решений на российский рынок. Отечественные операторы осторожно относятся к новшествам, в большинстве своем наши бизнес-процессы еще не подготовлены к их внедрению. Мы стараемся помогать операторам: в центре компетенций "Открытых Технологий" анализируем новые решения, проверяем их работоспособность и лишь потом предлагаем рынку.

- Какие факторы способствуют развитию бизнеса вашей компании?

- Главными являются высокая отраслевая компетенция и желание осваивать новые области технологических знаний. Взаимодействие двух этих факторов стало возможным благодаря команде единомышленников, которые работают в нашей компании.
Третий фактор – активная работа с вендорами. Многолетний опыт проведения совместных мероприятий для заказчиков позволяет утверждать полезность подобных действий. Естественно, стоит отметить и рост профессионализма наших клиентов как в плане сокращения эксплуатационных расходов, так и в области стратегического планирования инвестиций в ИТ.

- Что ­позволяет вам чувст­вовать себя ­уверенно в области телекоммуникаций?

- С операторами мы работаем давно. За это время удалось сформировать широкий круг компетенций, начиная от строительства транспортных сетей и сетей доступа до формирования новых линеек услуг. Мы осуществляем различные проекты: к примеру, разрабатываем и внедряем комплексные платформы, проектируем сети LTE. Постоянно отслеживаем тенденции, возникающие в телекоммуникационной отрасли, и соответствующим образом актуализируем портфель решений.

В последнее время на ИТ-рынке наиболее востребованы проекты, связанные с оптимизацией затрат и формированием новых источников доходов у операторов. Совершенствование технологий в этой области позволяет быстро решать те задачи бизнеса, на которые ранее требовались годы. Недавно мы завершили внедрение решения по формированию среды доставки услуг (SDF) у нескольких операторов, что дало им возможность в короткие сроки разрабатывать услуги, осваивать новые бизнес-модели сотрудничества с поставщиками сервисов.

Также мы разрабатываем решения по ­управлению каналами продаж и мотивационными схемами, позволяющие операторам сделать эти процессы гибкими и прозрачными как для своих подразделений, так и для дилеров. К ­примеру, если компания выводит на рынок новый продукт, ей необходимо создать отдельный механизм его продвижения. Следовательно, нужно разработать специализированную программу мотивации продавцов.

- Какие еще решения есть у компании?

- На рынке телекоммуникаций высокая конкуренция, каждый абонент владеет несколькими картами от разных операторов. В итоге последние вынуждены не столько увеличивать абонентскую базу, сколько управлять оттоком и повышать количество потребляемых услуг. Мы предлагаем операторам сервисы, позволяющие сдерживать отток подписчиков и повышать доходность в рамках фокусированных целевых групп. С помощью нашей разработки можно определить, какая группа абонентов склонна к оттоку и почему. Она собирает не только коммерческую, но и техническую информацию, что позволяет оператору комплексно взглянуть на клиентский опыт и принять правильные управленческие решения.
Активно дискутируется на рынке и тема "больших данных", которые сложно структурировать, обрабатывать, анализировать в режиме реального времени. "Открытые Технологии" и здесь предлагают компаниям связи уникальное решение, которое позволяет управлять и обрабатывать в реальном времени большой объем неструктурированных данных. Его инструментарий дает возможность анализировать данные буквально на лету, делать ­необходимые выборки.

http://www.comnews.ru/node/68674




Предыдущая новость:
Эволюция интегратора
Следующая новость:
Гибридные системы