Римский форум Открытых Технологий

1 Июля 2005 IT News
IT-news
#12, 28 июня 2005 г.
Геннадий Белаш

Российский системный интегратор компания Открытые Технологии с 28 мая по 2 июня в Риме провела Форум "Информационные технологии как ключевое средство повышения эффективности работы оператора связи". В его работе приняли участие руководители ОАО "Связьинвест" и представители межрегиональных компаний связи (МРК), а также сотрудники таких производителей и поставщиков IT-услуг, как EMC, Hewlett-Packard, IBM, Micromuse, Oracle, Siemens и Sun Microsystems. Были обсуждены промежуточные итоги реализации программы внедрения ERP-системы Oracle E-Business Suite в ОАО "Связьинвест" и МРК, а также планы развития IT-инфраструктуры дочерних компаний холдинга.

Специалисты компании Открытые Технологии, представители заказчика и других компаний-участников представили практические аспекты создания комплексных решений для операторов связи, в частности подходы к внедрению систем класса ERP и OSS/BSS (системы поддержки основного бизнеса оператора). В выступлениях рассматривались решения, направленные на улучшение эффективности работы операторов связи и способствующие росту их бизнеса. Так, большое внимание специалисты компании "Открытые Технологии" уделили особенностям реализации программы внедрения ERP-системы в рамках территориально-распределенной структуры заказчика - ОАО "Связьинвест" и семи межрегиональных компаний связи (МРК), в частности, специфике управления масштабным проектом и техническим аспектам внедрения отдельных систем.

Компания Открытые Технологии является генеральным подрядчиком при внедрении ERP-системы. Особенность проекта заключается в последовательной разработке трех релизов мастер-системы, которые начали внедряться во всех МРК. Этот вариант внедрения существенно отличается от разработки пилотного проекта, который бы сначала "обкатывался" в одной или двух межрегиональных компаниях связи. По словам директора департамента информационных технологий ОАО "Связьинвест" Игоря Пожидаева, в разработке мастер-системы на данный момент принимает участие более 230 человек. Это сотрудники "Связьинвеста", компании Открытые Технологии, сотрудники МРК (специалисты по функциональным направлениям), которые приезжают в Москву для работы в режиме "две недели через две". Сотрудники МРК помогают формулировать непротиворечивые требования к мастер-системе, учитывающие пожелания всех заинтересованных сторон. Понятно, что процесс согласования этих требований далеко не прост, поскольку единое решение должно удовлетворять требованиям всех межрегиональных компаний связи. Зачастую для унификации бизнес-процессов многим из них приходится идти на серьезный компромисс, ведь перед началом работы над этим проектом в различных МРК использовалось более 110 учетных систем.

Чтобы оценить грандиозность проекта, скажем, что операторы связи холдинга "Связьинвест" за 2002 год претерпели взрывообразный рост своих масштабов. Из "Электросвязей" они превратились в крупные территориально-производственные комплексы, каждый из которых сравним, а то и превосходит по масштабам многие национальные телекоммуникационные компании, такие, как "Чешский Телеком", British Telecom, France Telecom, - последние, конечно, гораздо более технологичны, но ведь они уже очень давно живут в условиях рынка и конкуренции.

Говоря об истории проекта внедрения ERP-системы, Игорь Пожидаев отметил, что работы, начатые с анализа учетно-финансовых систем в 2002 году, проводились параллельно с процессом реорганизации компаний "Электросвязи". В 2003 году началась реструктуризация компаний. Эффективно управлять ранее самостоятельными структурами можно только при наличии информационной системы, которая для начала могла бы помочь наладить учет. Были проанализированы ERP-системы высокого уровня, приемлемые для МРК. Рассматривались системы SAP и Oracle. Весной 2003 года этот вопрос обсуждался на уровне рабочих групп и на правлении ОАО "Связьинвест", где было принято решение рекомендовать советам директоров МРК заключить договоры с компанией Oracle на поставку программного обеспечения Oracle e-Business Suite. Затем данный вопрос был вынесен на советы директоров межрегиональных компаний. Каждая МРК приняла положительное решение о внедрении у себя предлагаемой системы. В конце июля состоялся совет директоров ОАО "Связьинвест", на котором акционеры поддержали предлагаемый проект.

Также на этих советах директоров в качестве генерального системного интегратора была выбрана компания Открытые Технологии. Масштаб программы предполагал привлечение очень большого числа высококвалифицированных специалистов, что также предстояло осуществить генподрядчику по согласованию с заказчиком. В настоящий момент к программе подключено около 10 компаний-субподрядчиков.

24 декабря 2004 года завершилась разработка мастер-системы первого релиза, после чего стартовали проекты по ее внедрению. В МРК уже закончены первые этапы тестирования этого преднастроенного решения, а это означает, что у компаний подготовлены техническая архитектура, инфраструктура для развертывания системы, есть подготовленный персонал и требуется провести в дальнейшем работы по уточнению требований по доработке мастер-системы и развертыванию ее на уровне МРК. Одновременно с этим сейчас идет разработка второго релиза мастер-системы.

В чем же заключается функциональность отдельных релизов мастер-системы? По словам Олега Заячковского, заместителя руководителя Программы от компании Открытые Технологии, функционал первого релиза охватывает управление основными средствами и персоналом, обеспечивает раздельный учет затрат. Второй релиз концентрирует внимание на финансах, управлении персоналом и логистике. В третьем релизе предполагается дальнейшее расширение функциональности системы в части казначейских операций, управления обучением сотрудников, управления закупками и ремонтами.

В соответствии с планом внедрения весь проект по запуску в МРК разбит на этапы, которые согласованы с планом построения корпоративной сети передачи данных. Когда филиалы будут подключены к сети передачи данных, тогда и будет там разворачиваться система. В двух МРК (в Сибири и на Урале) первый релиз будет внедрен к концу 2005 года. Функционал первого релиза во всех МРК и филиалах предполагается развернуть в третьем квартале 2006 года. Завершить программу планируется в срок до марта 2008 года.

После окончания официальной части Форума на вопросы редакции IT-News ответил генеральный директор компании Открытые Технологии Олег Фаритович Гизатуллин.

IT-News: Oracle e-Business Suite предложен вами "Связьинвесту" после обследования бизнес-процессов МРК или этот продукт выбран самим заказчиком?

    О.Г.: Oracle E-Business Suite был выбран заказчиком после проведения внутреннего конкурса.

IT-News: Ваша компания ранее выполняла проекты для "Связьинвеста"?

    О.Г.: Мы давно работаем с предприятиями "Связьинвеста". У нас был ряд проектов, в частности с предприятиями "Уралсвязьинформа", в области создания центров обработки данных, построения сетей передачи данных, мультисервисных сетей.

IT-News: Вы не стали использовать пилотный проект, а разработали мастер-систему (МС). Таким образом, вы уже выполняли крупные проекты?

    О.Г.: Стратегия внедрения была предложена генеральным консультантом программы - компанией Accenture. Компания Открытые Технологии имела опыт выполнения крупных проектов, когда приходилось решать целый комплекс задач: от бизнес-консалтинга до построения технической архитектуры.

IT-News: Отдельные релизы мастер-системы - это расширение функциональности и корректировка предыдущих версий МС?

    О.Г.: Релиз представляет собой функционально самостоятельную группу бизнес-процессов и функций, которые разрабатываются и внедряются последовательно, один за другим.

IT-News: Будут ли версии MC третьего релиза чем-то отличаться для разных МРК или они должны быть строго одинаковыми?

    О.Г.: Мастер-система третьего релиза будет разрабатываться рабочей группой, включающей в себя представителей (ключевых пользователей) ОАО "Связьинвест" и семи МРК, с тем чтобы включить в разработку стандартные и унифицированные бизнеспроцессы всех МРК. Это будет одна мастер-система для всех МРК.

IT-News: Насколько эффективным будет дистанционное обучение и что оно подразумевает?

    О.Г.: Проект создания системы дистанционного обучения реализуется с целью предоставления конечным пользователям возможности обучения на рабочих местах, без отрыва от текущей деятельности и с минимальными затратами на обучение. Опыт показывает, что дистанционное обучение достаточно эффективно при наличии соответствующих технических средств и обеспечении контроля над усвоением знаний слушателями.

IT-News: Как осуществляется обмен опытом внедрения МС между различными МРК?

    О.Г.: Обмен опытом происходит на семинарах для руководителей проектов внедрения мастер-системы, организуемых и проводимых глобальным центром компетенции. Накапливаемый опыт внедрения проектов также тиражируется в виде методических рекомендаций координационного центра и ответов глобального центра компетенции на запросы.

IT-News: Проект построения технической архитектуры самый длительный. Почему до конца проекта строится архитектура, а не осуществляется ее реализация?

    О.Г.: На наш взгляд, построение всей требуемой технической архитектуры в ходе развертывания первого релиза экономически нецелесообразно, так как с расширением функциональности системы требования существенно изменяются. По нашему мнению, целесообразно обеспечить масштабируемость технической архитектуры и ее наращивание по ходу выполнения программы.

IT-News: Какая часть максимальной функциональности Oracle e-Business Suite будет использована в проекте?

    О.Г.: В составе Oracle E-Business Suite (OEBS) имеется ряд компонентов, функциональность которых не нужна заказчику, например модули управления производством. В ходе выполнения программы предполагается использовать почти всю доступную функциональность OEBS в области управления финансами и персоналом.

IT-News: Каким образом обеспечивается процесс стабилизации команды? Часто ли специалисты переходят в МРК и наоборот?

    О.Г.: Процесс стабилизации команды со стороны заказчика осуществляется за счет административных мероприятий и дополнительной мотивации сотрудников, участвующих в программе. Специалисты МРК, участвовавшие в разработке мастер-системы, по окончании проекта, в основном, возвращаются в МРК.

IT-News: Кто будет осуществлять поддержку внедренной системы в МРК?

    О.Г.: Проекты создания локальных цент ров компетенции (ЛЦК) формируются с целью обеспечения эксплуатации ERP-системы в МРК. Локальные центры компетенции создаются в каждом МРК для технического обслуживания приложений, поддержки и проведения обучения пользователей.

IT-News: МРК сами решают, на аппаратном обеспечении какой фирмы будет строиться ERP-система?

    О.Г.: Выбор и развертывание платформы является прерогативой МРК, но подходы к построению технической архитектуры, общие требования формируются централизованно и отслеживаются на уровне управления всей программой.




Предыдущая новость:
Открытые Технологии - "Связьинвесту"
Следующая новость:
Безопасность в системах хранения данных