Промышленность увеличивает расходы на ИТ-сервисы

29 Марта 2007 CNews
CNews
29 марта 2007 г.
http://www.cnews.ru/reviews/free/industry2006/int/ot/
Кирилл Куницын, руководитель направления по работе с корпоративными заказчиками промышленного сектора, Открытые технологии.

На вопросы CNews ответил Кирилл Куницын, руководитель направления по работе с корпоративными заказчиками промышленного сектора компании Открытые Технологии.

CNews: Какие новые тенденции появились за последний год на рынке информатизации российской промышленности? Можно ли говорить о сохранении ранее сложившейся здесь позитивной динамики?

    Кирилл Куницын: В 2006 году заметно обострилась конкуренция между промышленными компаниями — как в мире, так и в России. В такой ситуации отечественные предприятия для успешного соперничества с зарубежными лидерами выбирают путь снижения затрат. Одним из возможных вариантов противостояния «развитому капитализму» стало объединение российских организаций в холдинги. Понятно, что инженерные разработки мирового уровня требуют серьезных временных и человеческих затрат. Каждый отдельно взятый завод не располагает необходимыми ресурсами. Объединение же позволит таким компаниям эффективнее использовать совместные ресурсы холдинга, повысить качество работы и увеличить конкурентоспособность

    Для успешного функционирования промышленных холдингов, подразделения которых зачастую находятся в разных регионах страны, необходима развитая ИТ-инфраструктура, позволяющая региональным предприятиям вести совместную работу. В связи с этой тенденцией на рынке автоматизации промышленных предприятий повысился интерес к средствам коллективного взаимодействия, позволяющим конструкторским бюро различных заводов работать как подразделениям единого предприятия: начиная от традиционной телефонии и заканчивая IP-телефонией и порталами для совместной работы.

    Наблюдается и другая тенденция. В течение последнего года ИТ-службы стали в большей степени ориентироваться на оказание сервисных услуг. Кроме того, все большее количество промышленных компаний выделяют ИТ-службы в отдельные подразделения и выводят их — как непрофильные активы — за рамки организации. Таким образом, получается, что головная компания «покупает» услуги у собственного ИТ-подразделения. С одной стороны, это позволяет четко отслеживать затраты на информационные технологии (в идеале — эти затраты всегда должны быть обоснованы с точки зрения основного бизнеса). С другой стороны — появляется риск, что ИТ-служба станет более пассивной, в меньшей степени заинтересованной в продвижении инновационных проектов (по сравнению с хорошей внутренней ИТ-службой).

    Кроме того, в промышленности уже наблюдается тренд, заметный и в других сегментах рынка: это перенос акцента на бизнес-составляющую ИТ-проектов. Для успешного внедрения информационной системы необходимо привлекать не только ИТ-службы, но и другие подразделения заказчика, которые, к сожалению, не всегда готовы тратить свое время на ИТ-проект. В связи с этим одной из ключевых задач системных интеграторов стало разъяснение необходимости реализации нового ИТ-проекта не только ИТ-департаменту или руководству заказчика, но и вовлеченным в этот проект подразделениям.

CNews: Как соотносятся сегодня, по вашим оценкам, затраты на аппаратные и программные средства в ИТ-бюджетах российских промышленников?

    Кирилл Куницын: На мой взгляд, доля затрат на программное обеспечение растет. Это происходит и потому, что аппаратные решения в целом становятся дешевле, и потому, что автоматизация затрагивает все большее число бизнес-процессов: необходимость в новом ПО появляется, в то же время аппаратная часть далеко не всегда требует замены.

    Кроме этих затрат, стремительно увеличиваются и расходы заказчиков на ИТ-сервисы. Все больше компаний приобретают услуги консалтинга и аутсорсинга. ИТ-решения становятся сложнее, цена ошибок возрастает, и знаний сотрудников внутренних ИТ-служб может оказаться недостаточно — они все-таки больше специализируются в области эксплуатации. Поэтому заказчики все чаще привлекают профессионалов, имеющих богатый опыт в области построения информационных систем.

CNews: Какие ИТ-решения, по вашему мнению, могут быть сегодня интересны тем промышленным отраслям, которые уже пережили этапы и начальной, и комплексной автоматизации?

    Кирилл Куницын: Сегодня еще очень мало предприятий, которые уже прошли этап комплексной автоматизации. Если же компания успешно завершила этот процесс, основной ее бизнес становится зависимым от работы ИТ-сервисов. И такие задачи, как бесперебойное предоставление доступа к информации, поддержка существующих систем, их развитие, расширение предоставляемых сервисов, становятся основными. Для их решения наша компания обеспечивает своих заказчиков круглосуточной сервисной поддержкой, а также внедряет системы мониторинга (например — на базе решений HP и IBM), позволяющие контролировать работу сети и серверов.

    Если же говорить о рынке в целом, то в связи с существующими тенденциями наибольшей популярностью пользуются решения, обеспечивающие качество работы и способствующие снижению расходов, повышению эффективности бизнес-процессов и уровня организации и управления. В первую очередь здесь можно назвать ERP-системы. Сейчас все больше промышленных предприятий приходят к решению о необходимости их внедрения.

    Создание территориально распределенных холдингов влечет за собой заинтересованность их руководства в построении систем, обеспечивающих эффективную совместную работу региональных подразделений: корпоративные порталы, решения Data Hub, Identity Management.

CNews: Можно предположить, что в добывающей отрасли (как в наиболее автоматизированной) основные доходы ИТ-поставщиков приходятся сегодня на услуги поддержки. Насколько близки к этой ситуации другие промышленные секторы?

    Кирилл Куницын: В добывающей отрасли действительно поддержка существующих ИТ-сервисов занимает большую часть доходов ИТ-поставщиков по сравнению с другими промышленными сегментами. Но ее доля вряд ли когда-нибудь станет преобладающей. Это объясняется, с одной стороны, быстрым развитием ИТ-отрасли, с другой — стремительным устареванием существующих комплексов, что приводит к необходимости их постоянной модернизации.

    Однако многие промышленные предприятия все чаше покупают ИТ-сервисы у внешних поставщиков. В этом случае основные затраты связаны именно с оплатой сервисов, а не с закупкой или поддержкой своих программно-аппаратных комплексов и приложений.

CNews: Насколько доросли до ERP-консалтинга российские предприятия среднего уровня, на ваш взгляд?

    Кирилл Куницын: Успешное внедрение ERP-решения без грамотного консалтинга невозможно. Его отсутствие чревато плачевными результатами: неэффективной работой ERP-системы, неудобством в ее использовании, а следовательно — неразумно потраченными деньгами.

    В идеале перед ERP-консалтингом должен проводиться еще и бизнес-консалтинг. Ведь ERP-системы ведущих мировых производителей рассчитаны на западную модель бизнеса, выработанную на основе многолетнего мирового опыта. Поэтому заказчику предварительно необходимо отладить все бизнес-процессы внутри предприятия и принять решение, что в них необходимо изменить в соответствии с ERP-стандартами, а что в ERP-системе подстраивать под существующие на предприятии бизнес-процессы. Довольно часто этот процесс происходит параллельно с внедрением системы. И сейчас необходимость всех этих консультационных работ уже понимают как крупные, так и средние компании. Другое дело, что последние часто стараются сэкономить на ERP-консалтинге, забывая поговорку о том, что скупой платит дважды. Однако нам, как правило, удается убедить представителей среднего бизнеса в необходимости проведения ERP-консалтинга.

    Кроме того, последнее время, по нашим наблюдениям, предприятия среднего бизнеса стали ориентироваться на крупных игроков и осознали, каковы главные факторы их успеха. В связи с этим, думаю, не за горами тот час, когда средний бизнес будет проводить ERP-консалтинг в обязательном порядке и в достаточном объеме.

CNews: Какие наиболее значимые проекты были реализованы вами в промышленном секторе за последний год?

    Кирилл Куницын: Интересным проектом была модернизация вычислительного комплекса SAP R/3 в Заполярном филиале ГМК "Норильский никель". Функционал и количество пользователей системы SAP R/3 увеличились, следовательно, возросли и требования к производительности, надежности и отказоустойчивости ЦОД. Для этого мы построили территориально распределенный кластер, состоящий из ЦОД и РЦОД, находящихся в зданиях, расположенных на расстоянии более пяти километров друг от друга. Это позволило свести к минимуму вероятность простоя системы и потери данных, связанных с такими рисками, как длительный перерыв электроснабжения ЦОД, пожар и т.п. Важно отметить, что модернизация проводилась без остановки работы приложений. Это потребовало создания временного комплекса на оборудовании Открытых Технологий, предоставленного заказчику в пользование на период реализации проекта.

    Кроме того, наша компания внедрила модуль системы расчета зарплаты (Payroll) Oracle E-Business Suite в подразделении "Объединенной металлургической компании" — на "Выксунском металлургический заводе" (ВМЗ). Наши специалисты выработали требования к модулю, уточнили его конфигурацию, расширили функциональность, провели тестирование. Созданный модуль был интегрирован с локальными автоматизированными системами, с модулем управления персоналом ERP-системы OEBS и модулем табельного учета. Функциональность Payroll позволяет производить расчет для любых форм оплаты труда, осуществлять начисления и удержания любой степени сложности; готовить налоговую и статистическую отчетность в соответствии с утвержденными формами, передавать информацию о затратах на персонал в системы ведения бухгалтерского учета и контролировать доступ к информации.

    В 2006 году наша компания также вела проект по созданию корпоративного информационного портала в холдинге "Объединенные машиностроительные заводы" (ОМЗ). Был создан не просто электронный архив документов, а интерактивный инструментарий для решения бизнес-задач, позволяющий унифицировать доступ к используемым информационным системам. Теперь вся документация центрального офиса, ранее находившаяся на разрозненных локальных серверах, размещена на едином портале. Этот проект можно назвать уникальным, поскольку в портале были интегрированы решения для специализированных задач. В дальнейшем мы планируем расширение функциональных возможностей реализованного решения и создание единого портала для всех подразделений компании — в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Чехии — с организацией доступа к нему до 4 тыс. пользователей.

    В текущее году мы намерены продолжать и развивать работу с предприятиями промышленного сектора: это направление деятельности является одним из приоритетных для нашей компании.

CNews: Спасибо.




Предыдущая новость:
Где принимают решения?
Следующая новость:
ЦТР берется за VAS