Правила "тройной игры"

18 апреля 2006 Сети
Сети
#06, апрель 2006 г.
Павел Жбанков, ведущий системный аналитик компании Открытые Технологии

Идеология Triple Play в значительной мере определяет сегодняшнюю стратегию развития многих операторов связи. Одновременное предоставление всех типов услуг расценивается как возможности получить дополнительные источники доходов и привлечь абонентов.

Раньше в России действовали только "специализированные" игроки, работавшие на рынках услуг платного телевидения, доступа к Internet, телефонной связи, VoIP. Теперь почти каждый оператор стремится добавить в свой портфель компоненты, которые обеспечат соответствие его предложений идеологии Triple Play. Однако эпоха "чистого" Triple Play придет еще не скоро. Операторы станут внедрять услуги в разной последовательности, в зависимости от того, какой сетью они располагают. И все это будет происходить на фоне обострения конкуренции, связанного с постоянным увеличением числа игроков на "объединенном" рынке телекоммуникационных услуг. Начнем с анализа

У каждого оператора КТВ, традиционного и альтернативного оператора связи имеются индивидуальные стартовые условия. Исходя из них, он и реализует стратегию перехода к услугам Triple Play. Рассмотрим обобщенную модель развертывания "тройных" услуг в сети традиционного регионального оператора связи.

Как правило, типичный оператор местной телефонной связи уже оказывает услуги доступа к Internet (в основном, по коммутируемой линии) и даже использует технологии VoIP для организации междугородней и международной связи. Для воплощения в жизнь концепции Triple Play он должен обеспечить такое развитие сети широкополосного доступа, чтобы по ней можно было передавать телевизионный трафик. Одним из ключевых преимуществ регионального оператора является владение инфраструктурой доступа на базе медных кабелей. Причем эти линии подведены практически к каждому домохозяйству. В таком случае быстрым и недорогим способом модернизации сети является внедрение технологии ADSL.

На этапе модернизации инфраструктуры целесообразно протестировать медные линии, чтобы оценить возможные скорость и качество передачи широкополосного сигнала. Каждая из основных услуг Triple Play предъявляет свои требования к минимальной полосе пропускания на абонентском участке сети. Необходима и оценка пропускной способности магистральных каналов. Она позволит избежать таких неприятностей, как, например, неспособность магистрали пропускать весь объем контента при организации нужного количества каналов телевещания.

Для оценки рентабельности, сроков окупаемости и других экономических показателей проекта Triple Play нужен подробный технико-экономический анализ работ, обеспечивающих строительство сети широкополосного доступа. Он поможет обоснованно выбрать один из вариантов технического решения, оценить расходы на реализацию проекта и техническую эксплуатацию инфрастуктуры. Кроме того, анализ позволит рассчитать предполагаемый размер доходов от новых услуг и возможные варианты развития событий, при которых объем продажи услуг может отклониться от прогнозируемого.

Подчеркнем, что оценка размера доходов – самое "тонкое" место ТЭО. Обычно прогноз базируется на результатах маркетинговых исследований, проведенных в целевом регионе. Но оператор должен быть готов к тому, что спрос на новую услугу окажется не столь высоким, как ожидалось. Особенно внимательным следует быть при определении спроса на услуги IPTV. Проблема заключается в том, что в опросных листах (анкетах) маркетинговых агентств некоторые вопросы формулируются не совсем понятно для респондентов или даже некорректно.


Требования к полосе пропускания при оказании широкополосных услуг


Источник: TR-094, broadbandtrends.com
Тип услуги Ширина полосы (к абоненту), Мбит/с
Широковещательное ТВ MPEG-2 От 2 до 6
Широковещательное ТВ MPEG-4 От 6 до 12
Видео по требованию От 2 до 6
Персональный видеомагнитофон От 2 до 6
Высокоскоростной Internet От 0,5 до 10
Видео-конференц-связь От 0,3 до 0,75
Голосовая и видеотелефония От 0,064 до 0,75


Последовательность введения услуг

Технико-экономический анализ позволит также определить последовательность внедрения услуг. Если в настоящее время наблюдается самый высокий спрос на услугу доступа к Internet, то именно она должна развиваться в первую очередь. В наборе видеосервисов приоритетной является услуга доступа к телевизионным каналам. Это и есть базовый сервис IPTV, позиционируемый как альтернатива предложениям операторов КТВ. В процессе его предоставления оператор выявляет "узкие" места сетевой инфраструктуры и отлаживает решение. Вопрос коммерческого запуска других услуг, входящих в перечень IPTV, нужно решать в зависимости от имеющихся целевой аудитории и конкурирующих предложений.

Услуги IPTV включают в себя доступ к телевизионному контенту и возможность управления им. Спрос на такой контент, безусловно, высокий. Основным препятствием к развитию платных телевизионных услуг является пиратство. Известно, что на внутренних ftp-серверах провайдеров Internet зачастую хранится много музыки и фильмов, доступных для свободного скачивания.

Пример такого Web-ресурса – портал "Медиазона". Фильмы на нем продаются даже дешевле, чем у уличных пиратов. Плата взимается не за единицу контента, а за количество скачанных мегабайт данных. Естественно, посетителей формально предупреждают, что вся информация предоставляется лишь для ознакомления и личного использования. Правда, владелец портала – поставщик услуг Internet – собирается получить право на легальное распространение контента. Но абоненты вряд ли захотят платить за лицензионный контент, пока они могут бесплатно получать в домашней сети пиратские копии фильмов.

Если проблема свободного распространения пиратского контента в конкретном регионе достаточно серьезна, на следующем этапе реализации стратегии Triple Play нужно вводить такие услуги IPTV, как персональный сетевой магнитофон (PVR) и отложенная запись.


Больше клиентов - меньше доходность

Расчеты бизнес-планов показывают наличие обратной зависимости между минимально допустимыми значениями ARPU и количеством абонентов IPTV.


*Приведены усредненные показатели по регионам РФ.
Число абонентов, тыс. ARPU, руб. * ARPU с учетом НДС, руб. *
0,5 3100 3780
1 1500 1830
2 800 976
3 500 610
4 400 488
5 300 366


Необходимые инвестиции

Для развертывания IPTV-решения операторского класса, рассчитанного на несколько тысяч абонентов, требуются порядка 1–1,5 млн долл. Эти вложения пойдут на покупку оборудования и программного обеспечения с необходимыми лицензиями, что позволит поддерживать услуги доступа к телевизионным каналам, видео по требованию, отложенного просмотра, сетевого видеомагнитофона. Указанная сумма не включает в себя затраты на модернизацию сетевой инфраструктуры.

Не располагая результатами аудита конкретной операторской сети, сложно определить, каких вложений потребует модернизация инфрастуктуры доступа и городских магистралей. Можно лишь утверждать, что при организации широкополосного доступа по технологии ADSL оборудование DSLAM обойдется в 50–100 долл. на один порт.

Кроме начальных инвестиций потребуются затраты на текущую эксплуатацию решения IPTV, что, в принципе, и будет определять себестоимость услуг. В ходе реализации проекта оператору необходимо выйти на тот уровень ARPU, который окажется выше удельной себестоимости оказания услуг одному усредненному абоненту. Надо учесть, что между минимально допустимым значением ARPU и количеством подписчиков на сервисы IPTV есть обратная зависимость: чем больше абонентская база, тем ниже средняя выручка с абонента.


Критерии успеха

Об успешности подобных проектов можно судить по двум критериям: экономическому либо стратегическому эффекту. Если оператор намерен ориентироваться на проекты со сроком окупаемости не более трех лет, их успешность удастся оценить лишь по экономическим показателям. С точки зрения долгосрочных, стратегических целей более важным критерием является та доля рынка, которую компания приобрела благодаря внедрению новых услуг. Например, если за пять лет реализации проекта IPTV оператор получил в регионе 50% рынка платного телевидения, его деятельность можно расценить как очень успешную.




Предыдущая новость:
Михаил Кожевников: Перспективные направления в госсекторе
Следующая новость:
Рост на базе Oracle