NGN сегодня и завтра: взгляд интегратора

24 февраля 2004 ИнформКурьер-Связь
ИнформКурьер-Связь
#2, февраль 2004г.
Дмитрий Северов

Движущие силы и конфликты.

Ценность совокупных информационных ресурсов сети пропорциональна квадрату числа подключенных к ней участников. Такое правило было сформулировано по отношению к Интернету, но действительно для любой сети, поэтому NGN уже в силу своей идеологии получает неоспоримые преимущества перед узкоспециализированными сетями.

Идея NGN — это попытка получить любую информацию в любом виде в любой точке. Это обобщенное определение можно разделить на множество аспектов: транспортные технологии, информационное наполнение, услуги, тарификация, взаиморасчеты. Ни один до конца не решен. История вопроса слишком коротка, заинтересованных участников много, и у каждого свой интерес. К согласию прийти нелегко — сказываются конфликты интересов.

Есть традиционные производители оборудования для "телекомов" и производители, которые выросли в мире ИТ. Те, кто давно и всерьез присутствует на рынке, дорабатывают существующие платформы телефонной коммутации в русле идеологии NGN. Другие в телекоммуникациях относительные новички, их особенно и не ждали. Позиция этих компаний видится так: сегодня рынок — это не просто телекоммуникации, а инфокоммуникации, поделенные на сегменты, нередко выходящие за рамки традиционного понимания телекоммуникаций. Для них наилучшим образом подходят технологии, порой неожиданные для традиционных игроков. Фирмы, не имеющие долгой истории в "телекоме", оказываются в положении либо атакующих телекоммуникационный рынок, либо разрабатывающих инфокоммуникационный.

Что сейчас основной движущий фактор рынка? Это, на мой взгляд, желание поставщиков предложить новые технологии, которые позволят улучшить экономику деятельности оператора. Оператор сможет предоставлять либо привычные услуги (но дешевле и/или проще для себя), либо новые, за которые он возьмет другие деньги. Кроме двигателя у рынка есть и тормоза.

Для операторов связи, которые работают на рынке 10—15 лет и состоялись в бизнесе традиционных услуг связи, проекты NGN связаны, с одной стороны, с возможностью расширения деятельности, а с другой — с рисками ухудшить экономику ее традиционного направления. Такие операторы в данной ситуации ведут себя по-разному, но позиция у них иная, чем у тех, чья экономика начинается "здесь и сейчас" и кто может себе позволить инвестировать в любые технологии.

Государство, сохраняя регламентирующую роль, оказывается сдерживающим фактором. Не тормозящим, но оправданно сдерживающим, когда взрыв технологических предложений в отсутствие должного регулирования создает риск потери целостности системы связи. И когда поступают не очень понятные предложения о предоставлении то ли телекоммуникационных, то ли инфокоммуникацион-ных услуг, государство занимает сдерживающую позицию: предлагает сначала определить правила игры, выверить стратегию и тактику и только потом действовать. Здесь важная роль отводится Технопарку — полигону, где отрабатываются правила игры, стандарты де-факто, которые потом становятся стандартами де-юре. Такая картина сложилась вокруг NGN.


Сценарии завтрашнего дня.

В ближайшие три-пять лет состав участников рынка телекоммуникаций, на наш взгляд, не изменится. Но некоторые из технологий, которые сегодня лишь декларируются как позволяющие предоставлять новые услуги, расширять рынок и улучшать экономику уже знакомых услуг, будут апробированы, признаны и внедрены. Мы уверены, что таков общий сценарий. В чем мы не уверены (а в зависимости от этого параметра сценарий будет развиваться по оптимистическому или пессимистическому пути), так это в наполнении, контенте сети. В оптимистическом случае будут определены правила, по которым закрытые информационные ресурсы откроются в сеть (справочные системы, азартные игры, аудио/видеозаписи, радио/ТВ-вещание). Если будут определены правила оплаты за перемещение и предоставление наполнения сети, то сеть станет средством не только соединения абонентов, но и распределения, доставки и продажи наполнения в любом виде массовому потребителю.

При пессимистическом прогнозе мы останемся с моделью "оператор—абонент". Одни абоненты будут что-то выдавать в сеть, другие — что-то потреблять из нее. С целью увеличения трафика операторы попытаются продавать наполнение, но поскольку это для них бизнес непрофильный (они всегда торговали не наполнением, а трафиком) — попытки будут непрофессиональными.

Чтобы возобладало оптимистическое развитие событий, необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу. В сущности, сейчас законодательная база, где обозначены только две стороны — операторы и абоненты, годится лишь для сетей связи, но не доставки информационного наполнения. Необходимо увеличить список специализированных участников. Поставщики наполнения — сильное звено при росте спроса на инфокоммуникационные услуги.

Есть аспект, который прогнозировать очень непросто: какие услуги и в каком виде будут востребованы на рынке? Сейчас мы неспешно идем по пути адаптации уже существующих в мире услуг, платформ предоставления, терминальных устройств и т.д. И скорость эта определяется только объемами активной части самого рынка. Но мы готовы и к практичес кой реализации технологической цепочки любой вновь предложенной услуги. Открытые Технологии открыты для предложений.




Предыдущая новость:
Интервью в день рождения
Следующая новость:
Применение сбалансированной системы показателей