Неэффективное государство — это способ вымогания денег

21 апреля 2007 Эксперт
Km.ru
21 апреля 2007 г.
Константин Вакуров, KMNews

В 2007 году на информатизацию органов государственной власти планируется потратить более 70 млрд рублей, в т. ч. 2,8 млрд руб. — в рамках ФЦП "Электронная Россия", причем в большинстве программ декларируется повышение качества услуг. Об этом сообщил вице-президент ЗАО "Открытые Технологии 98" Олег Гизатуллин в своем докладе на субботнем заседании ЦСКП в Газетном пер., посвященном обсуждению вопросов автоматизации услуг, предоставляемых гражданам государством.

Докладчик высказал сомнение в том, что на основе существующих подходов можно повысить качество услуг. Он пояснил, что на текущем уровне качества услуг сказываются неприемлемые сложности с оформлением и подачей документов в государственные службы и органы. В частности, оформление права собственности на недвижимость требует от 4 до 9 месяцев и зачастую занимает больше времени, чем само строительство. Оформление загранпаспорта занимает до 4-х месяцев ожидания и три потерянных дня общения с чиновниками (консультация, сдача документов, получение загранпаспорта). Для получения налоговых и социальных льгот необходимо три-четыре раза пересдавать документы. Любая государственная услуга, предписанная Конституцией РФ, требует сбора огромного количества справок, длительного срока рассмотрения документов и ожидания либо дачи взятки. Гизатуллин из этого сделал вывод, что неэффективное государство — это способ вымогания денег у граждан. Гражданам непонятны правила получения государственных услуг. Правила не систематизированы и не автоматизированы, чиновник может трактовать правила по своему усмотрению.

В результате по данным фонда "Общественное мнение" в 2004 году только 14% россиян удовлетворены качеством государственных услуг. Гизатуллин пояснил, что существующие подходы характеризует управленческая разрозненность. У множества программ автоматизации органов госвласти отсутствует единство управления и ответственности, единая целевая архитектура данной сферы, консолидация усилий государства в данном направлении и оптимизация государственных услуг. Цели оторваны от планов, потому что планы автоматизации нацелены на реализацию потребностей самих органов государственной власти, а потребности граждан учитываются лишь декларативно.

Гизатуллин подчеркнул, что сохраняются неэффективные системы авторизации прав граждан, отсутствует оптимизация процессов по исключению избыточных шагов (не получение справок в пункте обращения, а передача информация между органами власти), исключение дублирования запрашиваемой и получаемой гражданами информации между органами власти. Мало внимания уделяется межведомственной интеграции, практикуется "интеграция на бумаге", т. е. передача информации в форме бумажных документов.

Принцип "одного окна" реализуется в расположении множества окошек различных ведомств в одном здании. Докладчик предлагает использовать мировой опыт, в частности, назначение ответственного за информационные технологии в государстве — "главного IT-директора" страны. В числе учредивших такую позицию стран названы США, Сингапур, Канада, Южная Корея, Австралия, Великобритания. По словам Гизатуллина, успешность реализации электронного правительства США обусловлена тем, что возглавлял программу вице-президент Альберт Гор. Может быть использован и опыт частного сектора по созданию единого центра ответственности, разработка сквозных процессов с исключением лишних шагов, создание единого информационного пространства, централизация вычислительных ресурсов. Олег Гизатуллин утверждал, что политически неправильно делать копирайт с успешных проектов в мире. "Если троечник спишет у отличника, он останется троечником" — заявил докладчик. Он сообщил, что у нас есть много небольших хороших проектов, которые вместе не дадут необходимого результата, если ими не управлять как единым целым. Гизатуллин отметил также политические аспекты, которые заключены в том, что решение поставленной задачи — это единственный устойчивый и ненасильственный путь укрепления государственной власти, ее централизация.

Депутат Госдумы, академик РАН Андрей Кокошин в своем комментарии журналистам пояснил, что управленческие задачи должны решаться по матричному принципу Ведущий заседания, руководитель Управления Госдумы по связям с общественностью и взаимодействия со СМИ, член Генсовета ВПП "Единая Россия" Юрий Шувалов отметил важность несилового укрепления государства.




Предыдущая новость:
Михаил Кожевников: "Жизнь люблю, и она любит меня"
Следующая новость:
Уроки умного туризма