Корпоративная сеть высокого уровня

23 мая 2007 Intelligent Enterprise
Intelligent Enterprise
23 мая, 2007 г.
http://iemag.ru/?ID=629506
Ольга Мельник

Развитие корпоративной сети — дело такое же увлекательное и практически бесконечное, как ремонт дома, тюнинг автомобиля или ландшафтный дизайн: сколько этим ни занимайся, всегда можно еще что­то улучшить. Но в этом процессе время от времени происходят "фазовые переходы", когда вносится сразу много изменений, меняется архитектура, концепция, подход. В коммерческом банке "Кольцо Урала" такой переход был стремительным и привел к впечатляющим результатам.

Банк "Кольцо Урала" — один из старейших в уральском регионе, в феврале 2007 года он отметил свое восемнадцатилетие. В 2004-м произошла смена собственников, и новый стратегический партнер банка — Уральская горно-металлургическая компания — поставил задачу его дальнейшего развития, значительного расширения клиентской базы и поддержки масштабных "зарплатных" проектов. В результате резкого увеличения спектра предлагаемых продуктов и услуг, роста числа обслуживаемых клиентов, а также количества филиалов и дополнительных офисов в регионах существенно выросли информационные потоки. В банке была внедрена новая автоматизированная банковская система "ЦФТ-Банк", карточные зарплатные проекты потребовали организовать сеть банкоматов и наладить самостоятельный выпуск пластиковых карт. В октябре 2006 года банк запустил и собственный процессинговый центр, что позволило значительно расширить спектр предоставляемых услуг.

Понятно, что проекты такого класса не могут обходиться без надлежащей сетевой инфраструктуры, но старая инфраструктура уже не могла справиться с растущим количеством операций и документов. В результате параллельно c внедрением бизнес-приложений и созданием вычислительных ресурсов в течение 2005 — 2006 года в банке шел проект построения сети передачи данных, адекватной нынешним задачам и рассчитанной на дальнейший рост.


Выбор решения и поставщика услуг

Прежняя сеть была спроектирована и введена в эксплуатацию более десяти лет назад. Аппаратура 3Com и Motorola работала бесперебойно, но, к сожалению, её функциональные возможности уже не соответствуют современным банковским требованиям. Модернизировать устаревшие устройства не представлялось возможным. Делать гетерогенное решение не хотели: специалисты банка посчитали, что лучше обойтись без интеграции разнородного оборудования и иметь дело с одним вендором, который способен предоставить полную аппаратную линейку. Было принято решение установить абсолютно новое современное оборудование, и выбор остановился на Cisco, тем более что сотрудникам департамента продукция этой компании давно знакома.

И всё же совсем без интеграции обойти не удалось, так как банк использует телефонное решение Avaya (Media Server 8500S с шлюзом G650). "У нас более двухсот IP-телефонов, — рассказывает Михаил Цепаев, заместитель начальника управления информационных технологий банка. — В значительной степени переход на IP-телефонию был инициирован тем, что наши офисы расположены в нескольких зданиях, к тому же у нас постоянные переезды, расширение бизнеса, открытие филиалов; каждый раз перенастраивать аналоговые станции невозможно, поэтому мы стали активно использовать IP-телефонию. Сейчас у нас одно из крупнейших решений такого класса в регионе".

В филиалах установлены шлюзы G250, G350 и IP Office, тем самым для всех подразделений банка организован единый нумерационный план; связь между филиалами ведётся по внутренней IP-сети, что позволяет значительно экономить на междугородных разговорах. Передача мультимедийных данных (например, видеоконференции) вполне возможна, хотя пока не практикуется. Учитывая все это, специалисты банка пришли к выводу, что с точки зрения защиты инвестиций имеет смысл заранее предусмотреть мультимедийные возможности корпоративной сети, даже если они не будут востребованы сразу. Чтобы каналы связи позволяли поддер­живать такие сервисы без ущерба для работы других приложений, очень важно, чтобы сеть передачи данных обеспечивала управление пропускной способностью (QOS).

Однако с каналами связи ситуация была неоднозначная. "Там, где есть наземные каналы, проблем практически не бывает, провайдеры очень быстро подключают новые точки, — рассказывает Михаил Цепаев. — В Екатеринбурге практически везде протянута сеть оптоволокна. Ее стоимость аналогична медным кабелям, во многих жилых кварталах в городе уже проложено по два оптоволоконных канала в каждом доме. Но часть населенных пунктов, где размещены банкоматы банка, не имеют наземных каналов связи".

По этой причине на первоначальном этапе в качестве поставщика услуг связи банк выбрал компанию "Эквант" (нынешнее название — Orange Business Services). "Предоставить каналы связи могут почти везде, где нам нужно, кроме некоторых точек на рудниках, — продолжает Михаил Цепаев. — В последнее время мы стали активно сотрудничать с телекоммуникационной компанией "УГМК-Телеком". Нам важно, чтобы провайдер быстро реагировал на наши запросы и своевременно, в рамках SLA, устранял проблемы. Кроме того, вместе с провайдером мы разработали план создания резервных каналов, в том числе и спутниковых. Для спутниковых каналов характерны большие задержки при передаче данных, которые отрицательно влияют на работу клиент-серверных приложений. Однако нам удалось настроить терминальную службу Microsoft на приемлемом уровне". Это долгосрочный проект, который будет закончен к концу 2007 года.

Еще один параметр, повлиявший на выбор решения, — цена простоя бизнес-приложений. Оценить стоимость простоя в банке довольно сложно, тем не менее требования к обеспечению непрерывности бизнеса высоки — не только в силу использования терминальных решений, но и по самому характеру карточных зарплатных проектов. Многие банкоматы размещены на территории предприятий или у проходных, и их бесперебойная работа — важный фактор хорошего психологического климата на заводах.

В связи с этим банку требовался наивысший уровень сервиса, затрагивающий все аспекты работы корпоративной сети — с круглосуточной линией поддержки и возможностью выезда сертифицированных технических специалистов на место возникновения проблемы в течение нескольких часов. Такой сервис банку смог обеспечить золотой партнер Cisco Systems — компания Открытые Технологии. Наконец, серьезное внимание в сетевом проекте было уделено безопасности. Специалисты банка четко сознавали значение этого аспекта: и до установки нового оборудования там действовали внутренние стандарты, ориентированные на рекомендации Банка России, и регулярно проводился внешний аудит. "Корпоративная сеть банка "Кольцо Урала" одной из немногих в стране имеет настолько высокий уровень безопасности», — отметил Андрей Антипинский, директор представительства компании Открытые Технологии в Екатеринбурге. К поставщику услуг предъявлялись жесткие требования, главное из которых — круглосуточная поддер­жка и высокий статус вендора. Местный филиал Открытых Технологий подходил по этим критериям, к тому же и предложенная цена оказалась вполне конкурентной.


Техническое решение

Сеть передачи данных спроектирована по достаточно стандартному модульному принципу и разделена на два сегмента: локальный и внешний. Локальный, в свою очередь разделенный на три зоны (ядрб, пользовательского доступа, серверов), позволяет осуществлять маршрутизацию трафика между виртуальными частными сетями и регулировать его движение с помощью списков доступа, подключать пользователей и серверы организации, а также управлять сетевой безопасностью. Кроме того, каждый коммутатор зон пользовательского доступа и серверов по гигабитному каналу подключается к зоне ядра, что повышает надежность и увеличивает пропускную способность.

Внешний сегмент включает в себя зоны виртуальных частных сетей (VPN), доступа в Интернет, электронной коммерции (процессинговый центр) и демилитаризованную зону, в которой расположены публичные сервисы банка. Это позволяет обеспечить адаптивную безопасность, подключать локальные сети филиалов к инфраструктуре банка, проводить шифрование и фильтрацию трафика, осуществлять доступ пользователей филиалов в Интернет через центральный офис, поддерживать доступ к публичным сервисам банка.

Система обеспечения адаптивной безопасности организована на базе Cisco ASA серии 5500 в режиме резервирования. Это многофункциональное устройство включает систему предотвращения вторжений, высокопроизводительный межсетевой экран и VPN-шлюз и является основным элементом защиты сети передачи данных.


Перспективы

Сейчас корпоративная сеть эксплуати­рует­ся уже почти год, и нагрузка на нее продолжает расти. После запуска собственного процессинга банк стал быстро расширять спектр услуг. Кроме того, закончена модернизация почтовой системы. Михаил Цепаев поясняет: "Новая почтовая система на основе Microsoft Exchange, которую внедрила у нас компания Открытые Технологии, дает возможности для эффективной коллективной работы сотрудников, обеспечивает защищенный удаленный доступ с их мобильных устройств к необходимой информации в режиме реального времени. Кроме того, при внедрении полного набора модулей вне офиса сотрудники получили те же возможности, что и на рабочем месте: электронную переписку, синхронизацию адресной книги, персональных данных, календаря и задач с почтовой системой банка". Насколько хватит запаса мощности новой сети, предсказать сложно, но учитывая темпы роста банка, можно быть уверенным, что время её эксплуатации составит не менее трёх лет.




Предыдущая новость:
Представительство в Питере отметило два года
Следующая новость:
Информационные обязанности менеджера