Интеграция в стиле фанк
17 ноября 2009 IT NewsIT News
#20, 17 ноября 2009 г.
Алексей Комов
Истекающий последними ноябрьскими дождями год оказался крайне сложным для бизнеса системных интеграторов. Нельзя сказать, что им приходится бороться за выживание, но и фривольной жизни в условиях опережающих темпов роста IT-рынка как будто никогда не было: она закончилась сразу, как только финансовый кризис вынудил корпоративных заказчиков затянуть пояса потуже. Информационные технологии попали "под раздачу" в числе первых статей, подлежащих сокращению бюджета. Кредиты иссякли, денег в стране стало меньше, и конкуренция между поставщиками IT-услуг обострилась до предела. В борьбе за клиента интеграторы вынуждены вертеться так, словно они отплясывают под зажигательные ритмы афроамериканского фанка.
За первую половину 2009 года объем IT-рынка в целом по России, по оценкам аналитиков, снизился по меньшей мере на 30%. Наибольшие потери понесли все сегменты IT-оборудования. По мнению аналитиков Gartner, индустрию настольных ПК ожидает самый сильный спад за всю историю: прогноз сокращения продаж по итогам текущего года зафиксировался на отметке 32%. Оно и понятно: в кризис бизнесу не до жиру, быть бы живу, поэтому вместо того, чтобы скупать новые многообещающие "железки", многие компании предпочитают максимально эффективно использовать то, что уже имеется в хозяйстве. По словам очевидцев, аналогичная тенденция наблюдалась и после дефолта в 1998 году, поставившего экономику страны с ног на голову.
Финансы поют романсы
Одной из главных общеотраслевых проблем в эпоху кризиса стало сокращение государственного бюджета.
К общегосударственным проблемам Николай Рыжов относит и дефицит кредитных ресурсов, без которых рост экономики в условиях кризиса фактически приостановился.
"Заказчики стали очень осторожны в отношении затрат CAPEX, что неизменно сказывается как на количестве, так и качестве реализации масштабных интеграционных проектов", — вторит коллеге директор департамента "Инжиниринговый центр" компании "Техносерв" Алексей Пилипчук. По его словам, раньше неотъемлемой частью проекта было существенное обновление инфраструктуры. За последний год все изменилось: налицо тяготение заказчиков к проектам, направленным прежде всего на оптимизацию существующих IT-систем с целью сокращения операционных расходов. "Но некоторые заказчики принципиально не вкладываются в услуги и сервисы, приобретая только IT-оборудование и тем самым подчеркивая, что они не тратят средства на что-либо нематериальное. На мой взгляд, это очень странная позиция", — искренне удивляется Алексей Забродин, технический директор компании INLINE Technologies.
Интеграторам приходится перестраивать свои бизнес-процессы под новую реальность, с одной стороны, адаптируясь под запросы рынка, с другой — сохраняя уже накопленные компетенции и пытаясь применить их на все новых проектах. «Обострение конкуренции привело к необоснованному демпингу со стороны некоторых участников рынка: ради получения сомнительных прибылей они ведут себя некорректно, подвергая клиентов большому риску», — констатирует Константин Усаковский, руководитель отдела по работе с финансовыми структурами компании "АйТи".
Отсутствие нормальных условий кредитования больнее всего ударило по малому бизнесу, традиционно ограниченному в ресурсах. К IT-направлениям, которые пострадали в секторе SMB больше всего, Константин Уссаковский относит лицензирование и внедрение бизнес-приложений. При этом в целом наблюдается тенденция возврата SMB-клиентов к недорогим типовым решениям, пусть и не закрывающим все потребности клиентов, но зато позволяющим экономить средства.
По мнению Юлии Хитьковой, директора по маркетингу компании "Энвижн Груп", единственным способом поддерживать взятый в прошлом году темп интенсивного развития интеграторского бизнеса является активное предложение рынку новых решений и вхождение в новые крупные проекты. За прошедший год «Энвижн Груп» вывела на рынок несколько отраслевых вертикально-интегрированных решений, включая универсальную интеграционную платформу NаVиGатор, предназначенную для объединения разнородных инструментов мониторинга во всех режимах функционирования ситуационного центра независимо от архитектуры и целевого назначения объекта управления. Готова для тиражирования в регионы и информационная система обеспечения работы государственных организаций в режиме "одного окна". Ее внедрение позволит перевести процесс оказания государственных услуг на электронную основу, что станет важным шагом на пути построения "Электронного правительства". "Не стоит забывать и о сохранении и укреплении отношений со стратегически важными заказчиками", — напоминает Юлия Хитькова.
Территория спроса
В докризисный период локомотивами внедрения информационных технологий и чуть ли не главными источниками доходов для большинства системных интеграторов были финансовый и телекоммуникационный секторы. Их представители, традиционно наиболее восприимчивые ко всему новому, никогда не жалели средств на совершенствование IT-составляющей бизнеса. Сложная экономическая ситуация подействовала на них по-разному. Если банкиры оказались фактически на дне, придавленные гигантским пластом финансовых проблем, то связисты, напротив, вышли из воды практически сухими и сегодня являют собой островок благополучия в бурных водах общеотраслевого кризисного потопа.
А вот по мнению Алексея Забродина (INLINE Technologies), нет худа без добра. Оптимизируя затраты на эксплуатацию IT-инфраструктуры, банки пересматривают сервисные IT-услуги, активнее перекладывая непрофильные для них задачи на плечи партнеров-аутсорсеров. Финансовый сектор также демонстрирует рост интереса к развитым средствам мониторинга и управления затратами на обслуживание. Наконец, многие банки стали активнее интересоваться вопросами информационной безопасности, что, правда, никак не связано с кризисом, а скорее обусловлено новыми требованиями законодательства к защите персональных данных.
Безусловно, в целом инвестиции финансового сектора в IT по сравнению с прошлым годом заметно снизились. "Однако, учитывая, что для функционирования основного бизнеса финансовых компаний информационные технологии играют если не главную, то одну из важнейших ролей, рост спроса на услуги интеграторов в этом секторе не заставит себя долго ждать", — убежден Константин Усаковский ("АйТи").
Что же касается телекоммуникационной отрасли, то ее представители, можно сказать, отделались легким испугом. Спрос на услуги связи не только не снизился, а напротив, возрос, поскольку оперативный доступ к информации — залог успеха антикризисной стратегии бизнеса. По словам Юлии Хитьковой ("Энвижн Груп"), практически все крупные операторы связи подтвердили объем запланированных на текущий год инвестиций в IT-проекты.
С недавних пор рынок связи в России развивается в условиях жесткой конкуренции, и если операторы перестанут планомерно инвестировать в развитие инфраструктуры и бизнес-процессов, благодаря которым создается прибыль, они рискуют в одно мгновение утратить завоеванные позиции. Год «инвестиционного голода» отбросит любого из них далеко назад, а возвращение утраченного может стоить гораздо больше, чем мнимая экономия на инвестициях. "Уже сегодня по объему заключенных нами контрактов видно, что объем инвестиций на телеком-рынке в 2009 году сохранится на прежнем уровне", — подчеркивает Юлия Хитькова.
В последнее время в кругу интеграторов нередко звучит мнение, что инфраструктура операторов связи в целом уже отстроена и связистам требуются лишь услуги для ее поддержки и модернизации. Однако, отталкиваясь от опыта "Энвижн Групп", Юлия Хитькова спешит развеять это заблуждение. Существует масса клиентов, говорит она, которым необходимо продолжать строительство базовой инфраструктуры. В качестве примера г-жа Хитькова приводит потребность операторов сотовой связи в создании мощной MPLS-архитектуры уровня Tier I. Не менее активно связисты инвестируют в строительство центров обработки данных, так как стремительный рост объемов контента и развитие новых мультимедийных услуг требуют существенного увеличения вычислительных ресурсов, обслуживающих сети связи.
В заключение мнение Алексея Забродина (INLINE Technologies) об интеграции: "Системная интеграция по своей природе чрезвычайно сложный и многогранный бизнес. Классический интегратор всегда находится на стыке технологий и решений множества производителей, создает и обеспечивает их хитроумные переплетения, причем с разной, зачастую глубокой степенью своего участия. При этом механизмы управления и производства у интеграторов чрезвычайно сложны. Мы вынуждены заниматься самой разной деятельностью: обеспечением взаимодействия с поставщиками, логистикой и складским учетом, проектной и продуктовой деятельностью, управлением компетенциями, лицензированием, сертификацией, обеспечением гарантийных и сервисных обязательств по поддержке своих продуктов, прогнозированием, планированием и многими другими задачами. В таком бизнесе трудностей всегда хватает, однако, на мой взгляд, в условиях стагнации экономики и уменьшения IT-рынка новых проблем у системных интеграторов не появилось — просто обострились старые. Все, что было не в порядке, сегодня всплывает на поверхность: кто-то не диверсифицировал в свое время клиентскую базу и попал в зависимость от колебаний в отрасли своих заказчиков, а кто-то, неся на плечах тяжелое бремя высокой себестоимости, утратил конкурентоспособность. В этих условиях выживет не самый сильный, ловкий или красивый, а тот, кто умеет приспосабливаться к любой ситуации. Нужно научиться быть самым сильным, самым ловким или самым красивым тогда, когда это необходимо. А в достижении этой цели важнейшую роль играет проработка внутренних процессов, их взаимная слаженность и автоматизация. В общем, все то, в чем сами системные интеграторы каждый день убеждают своих заказчиков".
Предыдущая новость:
Открытые Технологии: 15 лет интеграции
Следующая новость:
Новая реальность – новые IT-приоритеты