Административная экспозиция

11 июня 2009 Стандарт
Стандарт
#6, июнь, 2009 г.
Валерий Кодачигов

Выставка "Связь-Экспокомм' 2009" задумывалась и успешно прошла как демонстрация достижений и планов новой вертикали российской телекоммуникационной власти. Ни по количеству участников, ни по номенклатуре представленных новинок "Экспокомм' 2009" не стала рекордной, однако список первых лиц государства и телеком-бизнеса, посетивших выставку, делают ее беспрецедентным событием для отрасли.

"Связь-Экспокомм" - старейшая в России отраслевая выставка. Впервые мероприятие, называвшееся "Системы и аппаратура связи" (сокращенно - "Связь"), в 1975 году в Москве провело Министерство промышленности средств связи СССР. В соответствии с логикой советского экономического планирования выставку хотели проводить раз в пять лет - то есть представлять посетителям шоу итоги пятилеток. Но развитие телекоммуникаций во всем мире в конце 1970-х годов пошло такими темпами, что уже в начале 1980-х было решено не превращать выставку в филиал ВДНХ и проводить ежегодно. В современном виде "Связь-Экспокомм" появилась в 1995 году, когда выставка "Связь" объединилась с альтернативным мероприятием "Экспокомм", которое раз в два года проводила компания E. J. Krause & Associates Inc. Характерно, что в "Связь-Экспокомме" 1995 года приняло участие 400 компаний - столько же, сколько в 2009 году.

Участники прокатывались по "Связь-Экспокомму" волнами. В конце 1990-х на выставке правили бал иностранные операторы. В начале XXI века их потеснили российские компании сотовой и фиксированной связи. При этом выставочные площади активно начали осваивать крупнейшие мировые производители телефонов. Ближе к середине десятилетия на "Экспокомм" подтянулись разработчики мобильного контента и сотовые дилеры. Пика выставка достигла в 2004 году, когда участие в ней приняли 870 компаний. После чего "Связь-Экспокомм" начала стагнировать - выставку покинули крупные операторы (последними крупными участниками выставки были предприятия АФК "Система", продержавшиеся на "Экспокомме" до 20 07 года) и производители оборудования. Отказ от участия в выставке экс-экспоненты объясняли тем, что "это дорого, неэффективно и шум на "Экспокомме" такой, что невозможно работать". Но главное - "Экспокомм" в 2000 году был лишен поддержки администрации связи России. Ее фаворитом стало альтернативное мероприятие - "Инфоком", которое впервые состоялось в 2000 году. "Инфоком" набирал популярность по мере того, как "Экспокомм" ее терял. Казалось, еще немного - и "Связь-Экспокомм" превратится в выставку вендоров третьего эшелона и производителей аксессуаров для трубок. Но созданное в прошлом году Министерство связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязи) решило иначе.


Державная связь

То, что "Связь-Экспокомм' 2009" будет чем-то экстраординарным, стало ясно в феврале этого года. Тогда в письме за подписью заместителя министра связи и массовых коммуникаций Наума Мардера, которое получили многие операторы, было сообщено, что Минкомсвязи поддерживает "Связь-Экспокомм" как "ведущее российское отраслевое мероприятие". Почему министерство решило поддержать выставку, демонстративно игнорируемую предыдущей администрацией связи, на предвыставочной пресс-конференции объяснил другой заместитель главы Минкомсвязи - Александр Жаров. По его словам, время проведения выставки совпало с годовым юбилеем создания Минкомсвязи. Соответственно, к этой дате была приурочена и расширенная коллегия министерства (ранее она традиционно проводилась не в середине мая, а в начале марта). Причем впервые в истории коллегия проходила прямо на выставке достижений телекоммуникационных технологий.

В результате гиперактивности Минкомсвязи, в этом году на "Связь-Экспокомме" собрался такой пул операторов и производителей оборудования, которого московский "Экспоцентр" на Красной Пресне не знал уже много лет. Во-первых, в одном зале оказались собраны все операторы сотовой "большой тройки" - "ВымпелКом", "МегаФон" и "Мобильные ТелеСистемы" (наряду с МТС на общем стенде располагались и операторы фиксированной связи АФК "Система", входящие в ОАО "Комстар-ОТС"). Выставлялись и крупнейшие операторы фиксированной связи - те, что входят в холдинг "Связьинвест" (ОАО "Ростелеком", семь межрегиональных компаний связи и "Центральный телеграф"), "Межрегиональный ТранзитТелеком", "АКАДО", "Синтерра"). Из крупных производителей телекоммуникационного оборудования со стендами на выставку пришли Alcatel-Lucent, Nortel и Cisco. Nokia Siemens Networks и Ericsson в этом году не выставлялись, однако выставку не проигнорировали - выступили ее спонсорами.

Кроме того, Минкомсвязи удалось привести на выставку участников, для которых "Экспокомм" ранее был непрофильным мероприятием - телевизионщиков. На общем фоне выделялся громадный стенд ФГУП "Всероссийская государственная телерадиовещательная компания", а также экспозиции ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) и холдинга "Проф-Медиа".

Впрочем, "Связь-Экспокомм' 2009" запомнилась даже не суммарным "весом" экспонентов. Такого количества первых лиц государства и телекоммуникационного бизнеса майская выставка, пожалуй, не видела ни разу в своей истории. В первый день ее главным участником оказался президент России Дмитрий Медведев. По "Связь-Экспокомму" он путешествовал в сопровождении нереального в повседневной жизни трио - первого вице-премьера правительства РФ Сергея Иванова, министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щёголева и экс-главы администрации связи Леонида Реймана. Первым Дмитрий Медведев посетил стенд "ВымпелКома" - по словам генерального директора этой компании Александра Торбахова, главу государства интересовало мобильное телевидение DVB-H и оборудование для его приема. Затем президент направился на стенд ФГУП "Почта России". Генеральный директор государственного почтового предприятия Александр Киселев рассказал "Стандарту", что президент интересовался вопросами реформирования ФГУП, беседовал о социальной составляющей деятельности, а также говорил о необходимости изменения организационно-правовой формы "Почты России", то есть о ее акционировании. "Еще будучи вице-премьером правительства, Дмитрий Медведев хорошо изучил вопросы, связанные с почтовой связью", - отметил Александр Киселев.

Кое-кто визита Дмитрия Медведева, впрочем, не дождался. Например, президент так и не появился на "запланированном" в рамках выставочного турне стенде "МегаФона". Председатель совета директоров АФК "Система" Владимир Евтушенков почти весь первый день выставки прождал Дмитрия Медведева на стенде корпорации, но - безрезультатно: президент развернулся и уехал из "Экспоцентра". После его отъезда Евтушенков, взяв под руку Реймана, долго водил его по центральной площади выставки и что-то объяснял бывшему министру связи.

"В целом "Связь-Экспокомм'2009" оказалась не выставкой инноваций и даже не выставкой достижений "телефонного хозяйства", - говорит генеральный директор одного из крупных российских системных интеграторов. - Это скорее был строевой смотр руководителей компаний - а руководители государства и отрасли связи принимали этот парад".


Майские против октябрьских

С возрождением "Связь-Экспокомма" участники телекоммуникационного рынка связывают запутанную "выставочную" интригу. Они гадают, будет ли "Экспокомм" единственным "державным" телекоммуникационным шоу, и что в связи с этим произойдет с его антиподом - выставкой "Инфоком", которая ежегодно проходит в конце октября в московском "Крокус-Экспо". Ведомство Леонида Реймана поддерживало "Инфоком" все годы его существования, но Минкомсвязи сменило приоритеты. На пресс-конференции, предварявшей "Связь-Экспокомм' 2009", замминистра связи и массовых коммуникаций Александр Жаров дал понять, что Минкомсвязи не будет поддерживать "Инфоком". А другой заместитель главы телекоммуникационного ведомства - Наум Мардер - заявил корреспонденту "Стандарта": "Тем, кто желает участвовать в "Инфокоме", мы не можем этого запретить".

О том, что в дальнейшем случится с октябрьской выставкой, у ее участников единого мнения нет. "А вы думаете "Инфоком" состоится в этом году?" - задал автору этой заметки риторический вопрос представитель одной из компаний "Связьинвеста". Участники прошедшего "Связь-Экспокомма" осторожно комментируют планы участия в "Инфокоме". "Мы для себя этот вопрос пока не решили", - заявила "Стандарту" PR-директор "ВымпелКома" Кира Кирюхина. "Возможность нашего участия в выставке "Инфоком" будет зависеть от ряда факторов, в том числе и концепции этой выставки в этом году", - говорит начальник отдела по связям со СМИ "МегаФона" Татьяна Зверева. "Мы рассматриваем возможность участия в выставке "Инфоком'2009", - сообщили "Стандарту" в пресс-службе "АКАДО-Столица".

Директор "Инфокома" Никита Мищенко смотрит в будущее с оптимизмом. Он отмечает, что в 2008 году в мероприятии приняли участие 284 компании, и прогнозирует: "В этом году из-за кризиса участников будет несколько меньше - мы рассчитываем, что около 250". Никита Мищенко признает, что наполнение "Инфокома" зависит не только от организаторов шоу, но и от внешних факторов. По его словам, переговоры о поддержке выставки ведутся с Минкомсвязи. Компании, которые уже изъявили желание участвовать в выставке, директор "Инфокома" не назвал. На вопрос о том, есть ли среди них игроки такой величины, как "Связьинвест" или АФК "Система", Никита Мищенко ответил, что переговоры с ними также ведутся, хотя переговорный процесс идет не просто.


Высокобюджетная реинкарнация

Официальные оценки "Связь-Экспокомм' 2009" ее участниками полны оптимизма. Генеральный директор компании "Оптимальные коммуникации" (участвует в выставке уже более десятилетия) Владислав Борисов так прокомментировал целесообразность мероприятия: "Мы участвуем в выставке, поскольку видим шанс для российских производителей. И эти прогнозы пока оправданы".

"Наша компания принимает участие в выставке "Связь-Экспокомм" с 2003 года.

Мы считаем эту выставку крупным отраслевым событием года, а участие в ней - мероприятием в большой степени имиджевым, - говорит представитель компании "Микролинк" Екатерина Витер. - Несмотря на некоторое падение интереса к выставке, большинство специалистов отрасли приезжают если не участвовать, то хотя бы посетить ее. Поэтому участие в выставке помогает понять, какие новые задачи возникают и какова реакция на новые разработки".

Кира Кирюхина из "Вымпелкома" считает, что поставленные при подготовке к выставке задачи были выполнены. "Мы очень довольны результатами выставки - на "Экспокомме" мы показали полную линейку наших продуктов как для массового, так и для бизнес-сегмента, а также заявили о себе как об интегрированном операторе", - говорит PR-директор "Вымпелкома".

В неофициальных беседах участники выставки высказывают несколько иное мнение. В ответ на вопрос "Стандарта" о целях участия в "Экспокомме" руководитель пресс-службы известного медиахолдинга, откровенно скучавшая на стенде, сказала: "Не знаю. Нас письменно попросили, а потом из министерства еще по телефону позвонили". "Знаете, здесь можно встретить столько друзей, знакомых, коллег", - объяснял мотивы участия топ-менеджер одного из крупнейших российских сотовых операторов. "Не знаю, какой смысл в том, чтобы реанимировать выставку, - недоумевает руководитель одного из российских системных интеграторов. - Не секрет, что интерес к онлайновым экспозициям во всем мире неуклонно снижается".

Связисты также сетуют на затраты, которые понесли на "Связь-Экспокомм' 2009". "Я таких цен на выставочные площади в России не припомню, - говорит глава пресс-службы одного из операторов фиксированной связи. - Квадратный метр стенда нам обошелся в итоге в 21,7 тыс. руб. Эта сумма сложилась из арендной платы, НДС и доплаты за второй этаж. Для сравнения - метр площади на выставке "Кабельное и спутниковое телевидение" в "Крокус-Экспо" стоил чуть более 8,5 тыс. руб.".

В целом "Связь-Экспокомм' 2009" концептуально во многом напоминала ВДНХ - она стала выставкой не столько инноваций, сколько достижений. И как на ВДНХ, на "Экспокомме" можно было полюбоваться на эти достижения, что называется, в полный рост, подкрепиться (пиво "Старый мельник" 0,5 л в точках общепита "Экспоцентра" - 90 руб., коньяк - 400 руб. за 50 гр., бутерброд с сыром и колбасой - 110 руб.), а также побеседовать с передовиками телекоммуникационной отрасли, которых на выставке, действительно, собралось как никогда много.

Мнение

Этери Хетеева,
вице-президент по внешним коммуникациям, Открытые Технологии.

Прошедшая выставка значительно отличалась от предшествующих своей бизнес-направленностью. Качественно изменился состав ее участников (большинство из них - крупнейшие компании, безусловные лидеры в своей отрасли) и атмосфера проведения. Чувствовался деловой настрой, четкое понимание целей и стремление к сотрудничеству.

Участие в выставке дало нам возможность не только еще раз заявить о себе на рынке, но и обменяться с коллегами по телекоммуникационному сообществу мнениями об инновационных решениях, о путях развития ИКТ-рынка.

В рамках мероприятия Открытые Технологии смогли продемонстрировать решения и технологии, помогающие расширить набор инструментов для ведения бизнеса даже в условиях экономической нестабильности. Так, большой интерес посетители стенда проявили к решениям для построения энергоэффективного ЦОД, к системам мониторинга и управления сетью. Их применение позволяет добиться максимальной отдачи от инвестиций в ИТ, одновременно обеспечивая снижение совокупной стоимости владения инфраструктурой и повышая качество предоставляемых услуг. Не меньше внимания было уделено и решениям по предоставлению персонализированных сервисов абонентам на сетях широкополосного доступа и услуг VNO, дающим операторам возможность в сжатые сроки выводить на рынок новые продукты и услуги, увеличивать лояльность абонентов.

Конечно же, немаловажным событием на выставке для нас стала победа в конкурсе "Лучшие 10 ИТ-проектов для госсектора". Звание лауреата в номинации "Лучший проект с применением собственных инноваций" компании принесла модернизация суперкомпьютера в Межведомственном суперкомпьютерном центре РАН. Нас, безусловно, порадовала столь высокая оценка нашей работы со стороны государства. Важен конкретный результат - ведь созданная совместно со специалистами заказчика вычислительная система приносит реальную пользу научному сообществу, дает возможность российским ученым эффективно взаимодействовать с отечественными и зарубежными коллегами.




Предыдущая новость:
Основные угрозы информационной безопасности
Следующая новость:
IT на малой сцене